Особенности современной российской налоговой системы

Сформированная к настоящему времени российская налоговая система во многих своих аспектах сохраняет черты переходного периода, и в этом качестве она соответствует современному состоянию экономической системы в целом. Данное обстоятельство весьма существенно: трансформационный тип отношений объективно предопределяет эклектичность и специфику всей экономической системы, что соответствующим образом отражается и на ее налоговой составляющей.

С одной стороны, действующая налоговая система соответствует объективному содержанию налогов, имеет адекватный характер налоговых отношений государства и налогоплательщиков. По многим своим внешним характеристикам (к которым, в частности, относятся видовой состав налогов, основные объекты налогообложения, уровни налоговых ставок и т. д.) она также соответствует основным положениям налоговой теории и современной мировой практике налогообложения. С другой стороны, она отражает реальное состояние экономики и социальной сферы, отклоняясь от мировых тенденций как в части общих масштабов перераспределительных отношений, осуществляемых посредством налогового механизма, так и его целевой ориентации, а также структуры налоговой системы. Например, характерной чертой российской практики является более чем скромная роль налогов, уплачиваемых непосредственно с доходов физических лиц: формирование подавляющей массы бюджетных доходов – до 90% (как и в дореформенный период) – происходит за счет платежей, уплачиваемых юридическими лицами. Это наиболее наглядное отличие от обычной практики стран с рыночной экономикой, в налоговых системах которых налогообложение доходов физических лиц играет, как правило, главную роль.

Несмотря на истекший более чем десятилетний период постоянного реформирования и совершенствования налоговой системы, по-прежнему острой остается проблема формирования эффективной налоговой политики как важнейшего фактора и необходимого условия достижения реальной финансовой стабилизации и обеспечения устойчивого экономического роста. Необходимость продолжения налоговой реформы вызывается наличием серьезных структурных диспропорций сформированной к настоящему времени налоговой системы, в результате действия которой отчетливо проявились ее крупные системные недостатки и соответственно низкая эффективность налоговых инструментов; продолжается и периодически усиливается негативное воздействие налогов на сферу материального производства.

Наиболее острые проблемы российской налоговой системы с самого начала ее введения в действие были и до сих пор связаны с диспропорциями, обусловленными:

- относительным и абсолютным преобладанием косвенных налогов в общей системе налогообложения и соответственно второстепенной ролью прямых налогов;

- неравномерным распределением налогового бремени между различными категориями налогоплательщиков, отраслями и народнохозяйственными комплексами;

- сохранением низкого уровня налогов с физических лиц в общей сумме налоговых доходов бюджета как по причине социальной незащищенности населения (низкий уровень заработной платы работников бюджетной сферы и фактический произвол в области оплаты труда наемных работников в коммерческих структурах), так и из-за неспособности и нежелания властных структур легализовать теневые доходы, перекачиваемые из производственной сферы в фонды личного потребления относительно узкой группой должностных лиц;

- высокой долей налогов на внешнеэкономическую деятельность предприятий, особенно связанную с экспортом продукции, и, как следствие, высокой зависимостью налоговых поступлений от ценовой конъюнктуры мирового рынка.

Проблема уклонения от уплаты налогов и тесно связанные с ней вопросы формирования налоговой и налогооблагаемой (с учетом налоговых льгот) базы являются, пожалуй, наиболее уязвимым моментом российской налоговой системы. Как известно, одной из важнейших «провоцирующих» причин ухода от налогообложения является противоречивость и запутанность действующего налогового законодательства, создающего поистине колоссальные возможности для легального и полулегального снижения налоговых платежей. В условиях беспрецедентного массового уклонения от выполнения налоговых обязательств четкое законодательное закрепление норм и положений, регламентирующих непосредственно процесс налогоисчисления, становится задачей первостепенной важности. Без решения этой проблемы любые попытки «усовершенствовать» налоговую систему будут обречены. Необходимость предельно четкого законодательного закрепления правил определения налоговой базы диктуется также широким распространением в системе хозяйственных взаимосвязей между предприятиями бартерных операций, использованием во взаиморасчетах ценных бумаг и соответственно исключительно высоким влиянием этих факторов на формирование налоговой базы.

Характерной особенностью российской практики является обособление налогового механизма в общей системе макроэкономических регуляторов. В результате наблюдаются отрыв налоговой политики от реальных экономических процессов, игнорирование объективных потребностей экономики, рассогласованность в процессе формирования доходной и расходной частей бюджета. Как следствие этого, произошло резкое сокращение финансирования народного хозяйства при одновременном расширении и развитии системы налоговых отношений. Определенная асимметрия в некоторой степени объективна и неизбежна в период рыночной трансформации финансовых взаимоотношений в российской экономике, однако она не должна перерастать в опасные для экономики диспропорции.

В условиях общего экономического кризиса и из-за наличия крупных системных недостатков налоговой системы происходит деформированное развитие всех ее функций:

- фискальная функция, несмотря на широко распространенные представления о единственной направленности налоговой системы на изъятие доходов, не обеспечивает даже минимальных потребностей государства в денежных средствах, особенно в части финансирования объективных потребностей реального сектора экономики;

- стимулирующая функция, реализующаяся через налоговую политику, фактически действует в прямо противоположном направлении и, наряду с жесткой денежно-кредитной политикой, подавляет деловую активность предпринимательства и ограничивает спрос, особенно инвестиционный.

Крупные функциональные недостатки и диспропорции в соотношении и взаимодействии функций налоговой системы, рассмотренные в макроэкономическом масштабе, наиболее открыто проявляются на уровне отдельных предприятий.

Налогообложение предприятий, фирм, корпораций. В современной российской налоговой системе юридические лица (предприятия, фирмы, акционерные общества, корпорации) остаются, как и до введения налоговой системы, главными налогоплательщиками, формирующими подавляющую массу доходов (около 90%). Основными, наиболее значимыми налогами, уплачиваемыми юридическими лицами, являются: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы, социальные налоги, таможенные платежи, налог на недвижимость (или имущество), платежи за пользование природными ресурсами.

Сложившаяся практика налогообложения предприятий подвергается серьезной и во многом справедливой критике. Однако при оценке системных недостатков налогового механизма и проявившихся на практике негативных тенденций необходимо учитывать как объективную сторону этих тенденций, связанную с общим состоянием системы экономических отношений, так и субъективную, связанную с конкретными решениями и действиями различных ветвей, органов и уровней государственной власти.

Трансформационный характер экономики, ее системный кризис во многом предопределили развитие крайне нежелательных явлений и процессов в системе налоговых отношений. В условиях глубокой деформации экономики неэффективность налогового механизма предопределяется прежде всего факторами внешнего порядка из-за высокой зависимости от общих макроэкономических условий. В свою очередь, и сама налоговая система в силу прямых и обратных связей оказывает свое разрушительное воздействие на воспроизводственные процессы.

В современных условиях на формирование финансовой базы предприятий реального сектора оказывают влияние следующие крайне негативные явления и процессы:

- перекладывание налогового бремени на все более узкий сектор и круг предприятий, в результате для них создается чрезмерное налоговое давление, что вызывает справедливые требования его снижения со стороны законопослушных налогоплательщиков;

- превращение налоговой системы в фактор подавления экономического роста и инвестиционной активности, стимулирования укрывательства от налогов и бегства капиталов за границу и в оффшорные зоны, легально или нелегально создаваемые внутри российского рыночного пространства;

- подрыв финансовых возможностей реального сектора как основного совокупного налогоплательщика в результате убыточности и общего разложения денежных и финансовых кругооборотов предприятий, вследствие низкой доли «живых» денег;

- расширение зоны теневой и криминальной экономики, «освобождающей» себя от налогообложения посредством постоянно совершенствуемых финансовых, правовых, учетных, информационных и организационных технологий;

- ослабление стимулирующего и регулирующего воздействия налогового механизма на поведенческую мотивацию предпринимательства, особенно в отношении склонности к сохранению и накоплению капитала, его легализации, предотвращения укрывательства и вывоза за рубеж.

Будет полезно почитать по теме: