Направления дальнейшего реформирования налоговой системы

Необходимость продолжения реформирования российской налоговой системы и поиска оптимальных форм налогового механизма вызывается наличием серьезных структурных диспропорций действующей налоговой системы, низкой эффективностью инструментов налогового регулирования.

Принятие Налогового кодекса в полном объеме не означает завершения налоговой реформы. Это всего лишь один из этапов на пути длительного процесса качественного реформирования российской налоговой системы, неотъемлемая часть общих экономических реформ. На современном этапе главная задача, которая была решена путем принятия этого документа, заключается в упорядочении, сведении воедино многочисленных нормативно-законодательных актов. Активное реформирование налоговой системы будет и должно продолжаться по мере формирования полноценных (в современном понимании) рыночных отношений.

В настоящий момент Налоговый кодекс РФ нацелен на решение следующих важных задач:

- систематизация норм и положений, регулирующих процесс налогообложения, приведение их в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему;

- устранение таких недостатков налоговой системы, как отсутствие единой законодательной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных гарантий для участников налоговых отношений;

- изменение чрезмерно жестких норм ответственности за налоговые нарушения, применяемых при отсутствии четкого законодательства, предупредительных процедур и размытости формулировки составов налоговых нарушений;

- реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику;

- перекрытие каналов ухода от налогообложения и отмена неоправданных льгот;

- построение справедливой, стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового пространства;

- развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

- создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности.

В соответствии с концепцией Налогового кодекса решение этих задач должно осуществляться не путем кардинального изменения налоговой системы, а за счет ее эволюционного преобразования, устранения имеющихся недостатков и ликвидации внутрисистемных перекосов. Поэтому в Налоговом кодексе сохранены основные налоги – НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, ресурсные налоги, формирующие основу российской налоговой системы.

К сожалению, Налоговый кодекс сохраняет многие принципиальные недостатки действующей налоговой системы (в основном связанные с чрезмерно большой ролью косвенных налогов). Тем не менее он, во-первых, позволяет внедрить в механизмы отдельных налогов прогрессивные изменения в целях стимулирования экономического роста, во-вторых, стабилизирует налоговые взаимоотношения между центром и субъектами Федерации, в-третьих, упорядочивает налоговые отношения государства и предприятий, открывая перспективу постепенного снижения налогового бремени за счет большей собираемости налогов вследствие расширения налоговой базы.

Таким образом, важнейшей задачей становится продолжение налоговой реформы, направленной на создание благоприятных условий, обеспечивающих нормальный ход воспроизводственных процессов. Необходима, таким образом, активизация работы по проведению нового, системно завершающего этапа налоговой реформы, после которого эффективность налоговой системы могла бы поддерживаться посредством текущих частичных преобразований, осуществляемых по мере изменения экономической ситуации. Важнейшей двуединой задачей нынешнего этапа реформирования является, во-первых, пересмотр собственно налоговой политики на предмет выявления и конкретизации ее главных приоритетов. Во-вторых, необходимо адекватное изменение налогового законодательства в целях глубокого и системного совершенствования финансовых инструментов в соответствии со стратегическими задачами налоговой политики и внутренней логикой функционирования и развития налогового механизма.

Главной стратегической задачей налоговой политики и соответственно основной целевой установкой трансформации налоговой системы в настоящее время является переход от налогообложения фискального типа к системе, учитывающей и согласовывающей финансовые интересы и потребности всех участников налогового процесса. В этих условиях важнейшими критериями эффективности и оптимальности налоговой системы наряду с бюджетными показателями, становятся показатели, характеризующие степень устойчивости финансового положения реального сектора на микро- и макроуровне (масштабы убыточности, характер кругооборота капитала, обеспеченность предприятий оборотными средствами, темпы роста производства и инвестиций, показатели инновационной деятельности и т. д.).

Поскольку целевая установка налогового регулирования в силу сложности самой налоговой системы всегда является многоаспектной и многофункциональной, механизм ее реализации должен обеспечивать определенную соподчиненность, иерархию и согласованность различных целей и задач налоговой политики. Соответственно, налоговый механизм, объективно включающий функционально специфические инструменты, должен быть структурно сбалансирован и действовать как цельная (но не автономная) и как гармоничная часть единой воспроизводственной экономической системы.

В целом же налоговая система должна быть трансформирована в гибкий и мобильный механизм реализации социально-экономической политики. Особенно важно, чтобы этот механизм уже сегодня был «запрограммирован» не только на решение текущих и среднесрочных задач, но и на долгосрочную перспективу, как минимум на 10–15 лет. Поэтому налоговая система должна, с одной стороны, базироваться на достаточно жесткой и устойчивой конструкции, рассчитанной на функционирование практически в неизменном режиме и предназначенной для выполнения текущих задач. Это касается, в частности, постоянного состава системообразующих налогов, субъектов налоговых отношений и объектов налогообложения, относительно стабильного (без резких колебаний в сторону повышения или понижения) уровня налоговых ставок, основополагающих принципов налогообложения и других базовых элементов налоговой системы, отвечающих современной практике функционирования налоговых систем в условиях рыночной экономики. С другой стороны, налоговый механизм должен включать активные, имеющие «преходящий» характер действия инструменты (систему льгот и других налоговых преференций, равно как и определенных ограничений), с тем чтобы иметь возможность оперативно воздействовать на развитие экономической ситуации или, напротив, адаптировать к ней налоговую систему, привести в соответствие с новыми приоритетами социально-экономической налоговой политики.

Будет полезно почитать по теме: