Предмет и объекты геохимии

Геохимия – ровесница XX века, сформировавшаяся как естественно-историческая наука, являющаяся составной частью системы знаний:

геология = [геофизика, геохимия, минералогия, петрология, гидрогеология, геономия]

В геохимии по значимости сформировались два уровня знаний: фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные знания геохимии – это история химических элементов на Земле, которая содержит информацию об их распространенности, формах нахождения, видах миграции, причинах рассеяния и концентрации, о законах, которые управляют геохимическими процессами. Фундаментальные знания являются методологической основой прикладных знаний, через которые они связаны с практикой.

Прикладные знания содержатся в следующих разделах геохимии:

         геохимические методы поисков;

         комплексная оценка минерального сырья;

         ландшафтно-геохимическое картирование и оценка уровней загрязненности геологической среды (экологическая геохимия);

         техногенное управление геохимическими процессами и состоянием геологической среды.

Прикладные знания могут переходить на более высокий фундаментальный уровень.

Ниже приведены (схема 1) две группы методов познания, применяемые в геохимии: теоретические и эмпирические методы, которые соответствуют двум уровням научного познания.


Схема 1.  Соответствие методов познания уровням знания

К эмпирическим методам относятся: разработка исследовательских программ, организация полевого опробования, физические и химические методы анализа, лабораторные эксперименты, описание эмпирических данных и их классификация, моделирование геохимических полей и выявление закономерностей распределения в них химических элементов, вычисление кларков и другие фиксирующие факты работы.

Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции. При этом орудием познания выступают понятия и законы. 

Оба уровня познания: эмпирический и теоретический связаны по принципу обратной связи (рисунок): эмпирические исследования, выявляя новые факты, ставят перед теоретическим мышлением новые проблемы. Теоретики, в свою очередь, ставят эмпирикам новые задачи, которые либо подтвердят, либо отвергнут теоретические построения (законы, гипотезы, понятия и т.д.).

Фундаментальные знания и теоретические методы познания являются основой ноогенного управления геохимическими процессами и должны поэтому быть приоритетными при фундаментализации образования в классических университетах.