Развитие сферы обслуживания

В широком смысле в сферу обслуживания включаются многие отрасли общественного производства – от транспорта и связи до учреждений народного образования и здравоохранения, культуры и управления. О чем-то нам уже пришлось говорить, о чем-то предстоит особо. Здесь мы ограничимся лишь самым узким смыслом: жилищно-коммунальным хозяйством и тесно связанными с ним сферами торговли, финансов, бытового обслуживания и т.п.

Как известно, на уровне дикости никакого обслуживания вообще не полагается. Здесь живут по несколько измененному афоризму «Больной, исцелися сам!» A когда исцелишься, сам же себя обслуживай и развлекай. Таков один и основных постулатов сельского образа жизни, в рамках которого веками держалось человечество.

На вершинах цивилизации во второй половине прошедшего века сфера обслуживания для потребителя снова исчезает, становится как бы несуществующей. Хотя именно в ней занято большинство трудящихся. Достаточно позвонить по телефону, и мгновенно выполняется любой заказ – от букета цветов любимой девушке на другом конце света до индивидуального шоу. Абсолютно ненаучной фантастикой является появление сантехника через неделю после вызова и в мертвецки пьяном виде. Точно так же, как попытка официанта не просто обсчитать вас, а еще и использовать данную ему пластиковую карту для снятия солидной суммы с вашего счета. Словно вас обслуживают не люди, которым ничто человеческое не чуждо (в том числе постоянное либо жульничество, либо мошенничество), а безупречная машина-автомат, воровать изначально неспособная.

Россия, как и во всем прочем, застряла здесь, аккурат, между вершинами и низинами. Здесь сфера обслуживания по меньшей мере все последнее столетие является тождественной сфере мучений, издевательств и унижений. Только в России продавщица в ответ на неожиданное «спасибо» покупателя может ласково сказать (после секундной паузы удивления): «Ты у меня поговори еще!..» Только в России, чтобы расстаться со своими кровными деньгами, жилец должен битых два часа заполнять бесконечные ряды цифр, затем еще два часа отстоять в очереди к единственному работающему окошечку (прочие закрыты по таинственным «техническим причинам») и, наконец, начать все сначала, потому что в 107-ю цифру вкралась не то ошибка, не то опечатка. Но сколько веревочке ни виться... В смысле: сколько ни продолжайся история щедринского города Глупова – компьютеризация не пощадит никого, ни обывателей, ни их городничих.

В современном прогнозировании нередко используется метод исторической аналогии.

Используя этот метод, мы можем со стопроцентной вероятностью предсказать, что если не в следующем десятилетии, то обязательно в следующем столетии или тысячелетии в России, как сегодня во всех цивилизованных странах, не останется ни паспортов, ни денег. Паспорта окажутся нужными только для зарубежных поездок, которыми каждый уважающий себя россиянин заведомо пренебрежет, имея более привлекательную возможность посетить Париж или Лондон виртуально, через посредство Интернета. А наличные деньги потребуются только для раздачи милостыни на церковной паперти, потому что для всего остального окажется достаточным все той же пластиковой карты и единого банковского счета, в котором наглядно будут отражены все ваши доходы, включая зарплату, пенсию, выигрыши, взятки и кражи.

В этом варианте не потребуется ничего заполнять и нигде стоять в очереди: за вас все автоматически сделает компьютер. Совершенно как сегодня достаточно нажать несколько клавиш вашего мобильника, чтобы узнать, сколько копеек осталось на вашем счету для последующей часовой болтовни с подругой. Не потребуется никаких билетов или «социальных карт» для проезда на городском транспорте (те и другие легко подделать, причем в любом случае четверо из пяти пассажиров, как и во все сто прошедших лет, обязательно проедут «зайцами»). Вас для покрытия соответствующих расходов незаметно оберут до нитки и разденут догола более цивилизованными способами. Сказанное вовсе не означает, будто компьютер способен искоренить 1250-летнее жульничество, мошенничество и взяточничество. Просто то, другое и третье вместе со всем человечеством перейдут в новое качество, о коем речь пойдет ниже. Хотелось бы верить все же, что грядущее десятилетие явится началом перехода сферы обслуживания к уже достигнутым человечеством вершинам даже в России.