Ключевые тенденции системы транспорта

Стандартный транспортный баланс традиционно включает в себя пять статей: железно-дорожный, автодорожный, воздушный, водный (морской и речной) и трубопроводный транспорт. И столь же традиционно игнорирует гужевой и особенно пешеходный, бывшие тысячи лет, наряду с водным, главными составляющими транспортного баланса, а в XX веке впавшие в ничтожество и сделавшиеся величиной, которой якобы можно пренебречь. Сопоставляя динамику развития каждой из составляющих баланса, можно составить представление об этой отрасли общественного производства. При этом растет подозрение, что у пешеходного транспорта есть много оснований взять реванш, вновь сделавшись, как и ранее, основной составляющей мирового транспортного баланса. По крайней мере, наряду с велосипедами (веломобилями).

В XIX веке гужевой, пешеходный и водный транспорт сильно потеснили железные дороги, оставшиеся до сих пор основой транспортного баланса в странах, уже перешедших от дикости к варварству, но еще не успевших дотянуться до цивилизации (примеры не будем приводить из свойственного нам чувства деликатности).

В XX веке в странах, считающих себя (не всегда с достаточным на то основанием) уже цивилизованными, железные дороги оттеснили на второй или даже на третий план автомобили, способные довозить груз и тем более пассажиров, что называется, «от ворот до ворот», безо всяких долгих и дорогостоящих перегрузок и пересадок. Однако, как мы уже говорили в разделе об энергетике, господству автомобилей в самом ближайшем будущем должен прийти конец. Если не по причине иссякающего горючего, то наверняка по причине вполне вероятного нежелания наших недалеких потомков тратить время и силы на поездки вообще. Особенно опасные для жизни. Не считая, конечно, чисто развлекательных.

Чтобы сказанное не показалось пустым домыслом, придется внимательнее рассмотреть потенциал (включая плюсы и минусы) каждой из основных статей мирового транспортного баланса. Железные дороги имеют все шансы сохраниться на всем протяжении обозримого будущего ближайших десятилетий – вплоть до ожидаемого перехода человечества в качественно новое состояние (не путать с коммунизмом!), на чем мы специально остановимся в заключительных разделах. Скорость до 500 и более километров в час для пассажирских поездов – это как раз то что надо, чтобы добраться куда надо всего за одну ночь в спальном купе (то есть практически не теряя ни минуты дневного времени). Это для тех, кто еще способен заснуть в поезде. Но и удобное кресло днем, чтобы за час-другой попасть из Москвы в Питер или Поволжье, тоже неплохо. Это для тех, кого не устраивает междугородный автобус и тем более роль личного шофера. Меньшая скорость, но зато большая дешевизна (по сравнению с автотранспортом) грузовых перевозок ставят железные дороги вне конкуренции при перевозке таких объемных грузов, как уголь, нефть, руда, лес и т.п. Число ежегодных жертв при катастрофах здесь также несопоставимо с автотранспортом, что дает железным дорогам еще один крупный плюс. При всем том вряд ли можно рассчитывать на расширение сети железных дорог в текущем столетии такими же масштабами и темпами, как в XIX и даже XX веке. Даже в Африке, Азии, Евразии, Латинской Америке, не говоря уже о более продвинутых регионах мира: слишком сильна конкуренция других видов транспорта.

Автотранспорт давно стал наиболее динамичной статьей транспортного баланса и грозит остаться таковой на протяжении самое меньшее грядущего десятилетия. Слишком уж удобно для себялюбивых и слишком уж престижно для честолюбивых. Даже когда цена на бензин совсем скоро взметнется в небеса – раскрутят водородное топливо, природный или синтетический газ, электроаккумуляторы или еще что-нибудь в том же роде, но будут отвоевывать у XXI века год за годом для персонального места за рулем.

Единственное, что может несколько сдержать дальнейшую автомобилизацию человечества, – кошмарный рост числа автокатастроф и их жертв. Мы уже привыкли к тому, что на автодорогах мира вот уже которое десятилетие гибнет ежегодно до четверти миллиона человек, получает увечья и травмы до миллиона. Ведь это же масштабы самой настоящей мировой войны!

В грядущее десятилетие за руль подержанной иномарки на более чем скверных дорогах сядут не только сотни тысяч русских лихачей, но и сотни миллионов неотличимых от них по степени презрения к своей и чужой жизни азиатских джигитов, латиноамериканских гаучо-ковбоев, африканских мужиков и прочих камикадзе. Это попахивает миллионом убитых и десятком миллионов раненых. Конечно, по сравнению с семью-восьмью миллиардами ожидаемых землян – цифры сравнительно небольшие. Но окажутся ли они психологически приемлемыми для все более подавляющего большинства однодетных семей?.. Это ведь не просто потерять одного мужа и тут же выйти замуж за другого. И не просто потерять одного сына из полудюжины имеющихся. На этом вопросительном волоске висит судьба автомобиля в ближайшие годы.

Очень динамично развивается и авиатранспорт. Правда, со сверхзвуковыми скоростями пока ничего не выходит: слишком дорого и экономически, и экологически. Но и тысяча километров в час – совсем неплохо даже для межконтинентальных рейсов. Конечно, для грузовых перевозок дороговато, и здесь воздух не может конкурировать ни с землей, ни тем более с водой. Но в пассажирах недостатка явно не будет. Несмотря на ужасающие репортажи об авиакатастрофах, которые на поверку несопоставимы с автокатастрофами. По статистике терпит аварию лишь каждый 700-й самолет, а если вычесть лихачей-частников и злосчастные вертолеты – и того меньше. Число жертв соответственно тоже на два порядка (в 500 раз) меньше, чем на автотрассах. Понятно, и здесь дальнейшее наращивание масштабов тоже чревато растущими цифрами разных происшествий. Но, как мы увидим ниже, вряд ли обозримое будущее позволит авиатранспорту развиваться масштабами и темпами второй половины XX века. Впрочем, это относится буквально ко всему – не только к любому виду транспорта.

Водный транспорт четко разделился на два потока. Один – грузовой – остался вне конкуренции по дешевизне перевозки объемных грузов. Другой – пассажирский – деградировал до уровня туристско-развлекательных прогулок по рекам-океанам. Образно говоря, превратился из былого гордого рысака в смешного пони для катания детей. В этом качестве он, наверное, останется бессмертным. Даже если любителей острых ощущений станут катать по волнам парусные шхуны со зверскими джентльменами удачи капитана Флинта (кортик в зубах).

Наконец, трубопроводный транспорт будет расти и шириться, доколе по нему будет что качать – нефть ли, газ ли, питьевую ли воду, все едино. А вот попытки «качать» по нему нечто более твердое – от угля до человека – окончились неудачей из-за неумолимых законов физики и экономики: слишком опасно и слишком дорого. Так что труба по-прежнему будет занимать свою нишу в транспортном балансе – но не более того.

А теперь попытаемся представить себе альтернативную ситуацию. Допустим, начнет раскручиваться мода жить так, как живут ныне министры, поп-дивы, миллионеры и главари мафии (последние две категории иногда не совпадают). Коттеджный поселок. Пешеходная доступность ближайшего торгово-развлекательного и оздоровительного центра и «лона природы». Рабочий день у своего домашнего компьютера с выходом в Интернет и с выездом за пределы своего поселка только в редких, исключительных случаях – как сегодня, скажем, в кругосветное путешествие. Тогда на первое место в транспортном балансе по всем показателям километров/часов вновь выходят собственные ноги. А железнодорожное купе, салон автомашины или авиалайнера, каюта корабля (о трубопроводах в этом контексте мы договорились не упоминать) максимально минимизируются до размеров экзотической капсулы космических полетов. Произойдет ли такое чудо на деле – покажет самое ближайшее будущее.