Технологии обучения ненасильственному поведению

При патриархате женщины оказывались (да и оказываются) жертвами насилия. История, к сожалению, не сохранила эпизоды массовых выступлений женщин против своего порабощения при становлении власти мужчин. Но то, что такие выступления были, сохранила для нас древняя литература, созданная, правда, мужчинами и оттого эти протесты носят пренебрежительно-ироничный оттенок: «бабий бунт», «война полов» и т.п. Осознанное женское движение начало оформляться в середине ХIХ века и, несмотря на наличие термина «война полов», к непосредственной войне между мужчинами и женщинами никогда не призывало. Женщины ради своего и своих детей физического выживания принуждены были мириться с насилием. Вековечное женское качество – терпение, переходящее в терпимость, смирение приобрело отрицательный смысл, осуждалось прогрессивными мыслителями, являлось наглядным подтверждением отсутствия у женщин достоинства и самодостаточности. Инстинкт самосохранения вынуждал женщин лавировать, изворачиваться, идти на прямой обман и прочие неблаговидные поступки. Наиболее часто женщины просто замыкались в своем узком домашнем мирке, состоящем из

трех К (kinder, kirchen, kuche). Страх сопровождал женщину всю жизнь, был не только в сознании, но и в подсознании. Термин «терпимость», тесно связанный с женским мироощущением, употребляется в обыденной речи для обозначения умения терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей и т.п. Сейчас на смену этому с некоторой долей отрицательного смысла термину пришел новый, а именно «толерантность». Как бы не называлось это качество, без него человечество бы не было тем, кем является сейчас, и нельзя не согласиться со словами профессора А. Асмолова: «Если бы не было толерантности, как универсальной нормы сосуществования различных форм эволюционного развития, то волна агрессии, конфликтов, нетерпимости, фанатизма, геноцида, ксенофобии, этнофобии, человекофобии давно бы стерли любые проявления разнообразия на земле». В сохранении и культивировании этого качества несравненно больший вклад внесли женщины. Может быть, женщины неосознанно понимали, что «война полов» безнадежней всех войн, даже гражданских, отличающихся особой непримиримостью, она поделила бы общество не на классы и партии, не на поколения, а надвое. Отсюда женщины в общей своей массе выбирали тактику непротивления, а сейчас все больше переходят на тактику ненасильственного противодействия злу. Можно сказать больше, тактика ненасилия – это типично женская тактика. В общей своей массе женщины не обнаруживают в себе сознательно ненависти или желания мстить мужчинам, даже тем, кто их презирает и чинит в отношении них насилие. Они занимают позицию, при которой смотрят даже на тех, кто попирает их права, как на собратьев по человеческому бытию. Они, несмотря на все очевидные доказательства противного, продолжают видеть в мужчинах партнеров по жизни на этой планете.

В ХХ веке произошли значительные изменения в вопросе оценки ненасильственного женского видения мира. Начало этого века прямо связало само существование цивилизации с принятием коллективных действий против агрессии, террора и насилия. Мощная волна антимилитаристского движения, охватившая Западную Европу в середине ХХ века, в основном объединила женщин, которые протестовали против размещения ядерного оружия в своих странах. Массовое движение миротворцев долгое время было в основном женским движением. Призывы отменить наземные ядерные испытания были услышаны международной общественностью, правительствами многих стран и представителями ООН. Так, идеи ненасилия начали претворяться в жизнь на самом высоком уровне. С формальной точки зрения произошла кардинальная смена вертикального (иерархического) мировоззрения на горизонтальное (равноценное). Изменение коснулось даже практики ведения международных обсуждений различного уровня. Они стали и внешне и по существу напоминать женское сообщество, с отсутствием в нем строгой иерархии. Таким образом, в конце ХХ века начался процесс пересмотра жесткого гендерного стереотипа норм поведения и воспитания лиц, принадлежащих к разному полу, а это значит, что женские ценности стали рассматриваться как общечеловеческие.

Во взаимоотношениях полов в публичной сфере в настоящее время равновесие уже устанавливается в большинстве стран мира, хотя некоторые искажения все еще встречаются, и женщины не знают, что можно ожидать от общения с некоторыми мужчинами в рабочей обстановке. При поиске же семейного равновесия многие мужчины не понимают, как следует себя вести с женщинами: старые жесткие стереотипы отвергаются современными парами, а чем их заменить, они не знают. Женщины испытывают трудности относительно того, как воспользоваться вновь обретенной свободой, не становясь в тоже время жесткими и твердыми; мужчины беспокоятся о том, чтобы быть заботливыми и нежными без потери мужественности. Сейчас многие ученые выступают за то, чтобы при воспитании не сдерживать эмоции мальчиков, позволять им плакать, что снимает стрессы и нормализует самочувствие человека, более ласково относиться к маленьким мальчикам и т.п. Последнее, кстати, диктуется тем, что британские и американские ученые обнаружили ген, который может провоцировать насилие у мужчин, если в детстве они страдали от жестокого обращения. И у женщин, и у мужчин есть собственное честолюбие и желание сделать карьеру, часто по выбору, иногда из-за экономической необходимости. Цель современных женщин, по-видимому, состоит в поддержании тех ценностей, которые делают их уникальными – интуиции, чувствительности, эмоциональности, заботливости, и одновременно в отказе от самоотрицания. Для гармонизации гендерных отношений, как и отношений между людьми одного пола, в последнее время используются специальные технологии обучения ненасильственному общению.

Во взаимоотношениях между собой люди придерживаются одного из четырех типов поведения: пассивный, агрессивный, манипулятивный, ассертивный. При пассивном типе поведения человек сразу же соглашается с любым предложением, поступившим к нему, иногда даже в ущерб себе. При агрессивном типе поведения человек реагирует резкими словами, часто криком и иногда даже рукоприкладством. При манипулятивном типе человек вынуждает противоположную сторону поступать, как выгодно ему, не прибегая к явной агрессии. При ассертивном (уверенном в себе) типе человек, уважая себя, настаивает на своем требовании без агрессии и манипуляции, отказываясь от пассивной манеры поведения. В первом случае человек является жертвой насилия, во втором и третьем случаях человек фактически является лицом, чинящим насилие, и только четвертый тип поведения помогает формированию эффективного взаимодействия с другими людьми. Последний тип, который можно назвать активным ненасилием, характеризуется не только уважительным отношением к окружающим, но и признанием ценности собственной личности. Разрешение конфликтов по схеме «выигрыш – проигрыш» не является стабильным и следует предпочесть схему «выигрыш – выигрыш», при которой каждая сторона чувствует, что она что-то приобретает. При разрешении конфликтов в этом случае следует: с самого начала быть готовым отказаться от обычных представлений о том, что насильственные деструктивные решения являются единственно возможными, и стремится найти что-то другое;

- поверить, что решение «выигрыш-выигрыш» является возможным и что есть в оппоненте что-то (как бы хорошо оно ни было спрятано), готовое совместно искать решение, удовлетворяющее обоих;

- быть готовым без колебания встать на позицию ненасилия и пойти на риск пострадать, чтобы сохранить эту позицию.

Принципами ненасильственного общения можно овладеть с помощью специального тренинга, например, разработанного в США «Проекта Альтернативы Насилию» (AVP). Небольшие теоретические вступления к темам проводятся двумя тренерами, которые при выполнении упражнений, «мозговых штурмов» и прочих элементов курса присоединяются к группе из

12-16 человек, рассаженных по кругу. Главное в процессе обучения – предоставление возможности высказаться по обсуждаемому вопросу каждому участнику по кругу, при этом за каждым сохраняется право отказаться от высказывания. Тем самым из процесса обучения уходит элемент иерархической структуры, включающей учителя, расположенного за кафедрой, и слушателей, ему безропотно внимающих. Тренинг попытается развить в группе чувство сотрудничества, основанное на взаимном уважении всех членов группы. Это важная основа для формирования уважения к себе, построения ненасильственных отношений с другими, нахождения ненасильственных путей разрешения конфликтов. При обсуждении тем часто используется работа в малых группах, для разрядки обсуждение серьезных тем чередуется с упражнениями и играми. Широко используется большеформатный альбом, на листах которого цветными фломастерами наносятся поясняющие рисунки, варианты ответов участников на предложенные вопросы и т.п. Эти листы вывешиваются перед аудиторией и остаются доступными во время всего дня, а иногда и в течение всего тренинга. В начале тренинга обязательно проводится опрос ожиданий участников от курса, в конце – оправдались ли они, а также оценка работы тренеров и группы в целом. Каждая сессия, отделяемая от другой перерывом, длится не менее трех часов и посвящена одной теме. Первая сессия дня, кроме того, включает знакомство аудитории с повесткой дня, а последняя – оценку всех сессий дня. Построение сессий однотипно и включает в себя такие элементы, как:

- введение в тему, проводимое ведущими;

- настройка, помогающая участникам освоиться;

- упражнение на изучаемую тему, которое может проводиться в виде «мозгового штурма», а также в малых группах;

- игра, которая часто связана с темой;

- закрытие, способствующее сплочению группы.

Наиболее важные темы тренинга следующие.

1. Формирование уважительного отношения к себе.

2. Ненасилие и насилие.

3. «Я–сообщение». Оно выглядит следующим образом.

Когда я вижу (или слышу), что (как) ты...

Я чувствую...

Потому что (опасения, мысли, предположения)...

Поэтому в будущем мне хотелось, чтобы ты...

4. Озарение, которое можно назвать преобразующей силой, которая способствует разрешению конфликта ненасильственным путем.

5. Пятиэтапная модель разрешения конфликтов. Для этого следует:

• сформулировать проблему с точки зрения потребностей каждого участника конфликта;

• переформулировать ее таким образом, чтобы можно было учесть потребности обоих участников сразу;

• предложить альтернативные решения, полученные с помощью мозгового штурма;

• оценить предложенные решения;

• выбрать наилучшее приемлемое для всех решение.