От анализа патриархата и специфического женского опыта к анализу гендерной системы

Новая фаза в развитии гендерных исследований отмечена переходом от анализа патриархата и специфического женского опыта к анализу гендерной системы (система гендерных, или полоролевых, отношений, а также институты, поведение и социальные воздействия, которые предписываются в соответствии с полом). Л. Николсон делает важное замечание относительно социального контекста употребления терминов «пол» и «гендер». По ее мнению, термин «пол» употреблялся в тот период, когда различия между мужчинами и женщинами считались «биологическим фактом», и понятие «пол», как имеющее сильные биологические коннотации (дополнительное, сопутствующее значение термина), подходило для этого контекста. В то время термин «гендер» использовался только для обозначения мужских и женских грамматических форм в языке. Когда стало очевидным, что различия между мужским и женским имеют социальный источник, стали использовать термин «гендер» как не имеющий коннотаций с биологией. Бурные дискуссии вызвала статья Ш. Ортнер «Соотносится ли женское с мужским так же, как природное с культурным?». В этой работе отмечалось, что репродуктивная роль женщины не учитывается при определении ее социального статуса в обществе потому, что феминное и женщины ассоциируются с природной, а не социальной сферой. Ортнер подробно рассматривает универсальность и символическое значение отождествления феминного с природным, а маскулинного с культурным. В последующих дискуссиях некоторые антропологи высказывали идеи об универсальности гендерной асимметрии, другие, повторяя известный тезис Энгельса, высказывали мнение, что относительно эгалитарные отношения между полами, превалирующие среди обществ с коллективной экономикой, были постепенно трансформированы колониализмом и денежными отношениями. И хотя дебаты о происхождении гендерного неравенства далеки от завершения, они положили начало новым интерпретациям антропологических данных.

Одной из первых работ, в которой появилось довольно четкое разграничение понятий «пол» и «гендер», является работа Г. Рубин «Обмен женщинами». Она изучала материальные и символические функции женщин как предмета обмена между мужчинами и пришла к выводу, что обмен женщинами в патрилинейных обществах является ключевым моментом, который поддерживает патриархатный порядок и воспроизводит мужскую власть в семье. Кульминация процесса – это вытеснение женщин в домашнюю сферу и сведение их к «естественным» функциям. Психолог Р. Унгер предложила использовать понятие «пол» только для обозначения биологических механизмов, а «гендер» – для обозначения социальных, культурных и психологических аспектов маскулинного и феминного. По ее мнению, гендер не зависит от биологического пола персоны. Например, мужчина может вести себя таким образом, который считается немужским в данном обществе, однако это никоим образом не делает его «мужчиной» в меньшей степени.

Заметный вклад в развитие гендерной теории внесла книга А. Рич «Материнство как опыт и институт». Одна из ее идей – мысль о том, что гендер не является монолитной категорией, которая уравнивает всех женщин. Позиция субординации, обозначаемая гендером, сопровождается и усиливается рядом других властных компонентов – таких, как раса, класс, возраст. Кроме того, анализируя механизмы контроля сексуальности и расовые проблемы, А. Рич приходит к утверждению, что гендер является своеобразной системой, продуцирующей различия и вписывающей эти различия в отношения власти и подчинения. Таким образом, понимание гендера у нее отличается от бинарной модели ранних версий (мужской/женский гендер) и становится частью сложной сети властных компонентов.

Дифференциация понятий пола и гендера означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В гендерных исследованиях постепенно на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. Наблюдается постепенный переход от акцента на «добавление женского фактора» в программы исследований и на концептуализацию мужского доминирования к анализу того, как гендер присутствует, конструируется и воспроизводится во всех социальных процессах. В конце 90-х гг. ХХ в. гендерные исследования стали достаточно распространенными и даже вписанными в научный истэблишмент. Сегодня невозможно себе представить публикацию в области социально-гуманитарных дисциплин, которая бы обошла гендерный аспект темы.