Изменения, внесенные гендерными исследованиями в социальные и гуманитарные науки

Гендерные исследования характеризуются нетрадиционностью методологии и ее использованием в современном социальном и гуманитарном знании. Гендерные исследования призваны называть вещи своими именами, не приукрашивать ситуацию комплиментарными объяснениями. Как указывает С. Хардинг, феминистские исследователи «открыли» гендер и все, что с ним связано, для знания, выяснили, что гендерные воззрения исследователя отражают его взгляд на мир, обнаружили женский опыт как источник знания, провозгласили гендерно-чувствительную рефлексивную практику как составляющую исследования. Категория гендера и сами гендерные исследования открыли новые возможности для феминистского анализа общества и культуры. В современных социальных и гуманитарных исследованиях гендер используется не как неизменная и универсальная конструкция. Понятие гендер означает не вещь или предмет, не много вещей или предметов, а комплексное переплетение отношений и процессов. Необходимо «мыслить отношениями», чтобы из аналитической категории гендера вывести культурную реальность – как в прошлом, так и в настоящем.

Оппозиция мужского и женского утрачивает в ГИ биологические черты, а акцент переносится с критики в адрес мужчин и их шовинизма на раскрытие внутренних механизмов формирования западной культуры. Формирование гендерного подхода в социальном и гуманитарном знании, в сущности, является гораздо большим, чем просто появление новой теории. Это – принципиально новая теория, принятие которой иногда обозначает изменение ценностных ориентаций ученых и пересмотр многих привычных представлений. В этом непреходящая теоретическая ценность ГИ.

В культурах, в которых не развиты гендерно ориентированные измерения, любые действия, направленные на выравнивание положений между полами, обречены на конфликт с принятыми ценностями, определяющими правила организации и жизнедеятельности общества. Реальный вклад каждого пола учитывается по-разному, так как женский опыт и вклад женщин не обладает самоценностью, измеряется по мужскому эталону и недооценивается. Гендерно ориентированные технологии призваны вести к переменам в статусе и роли женщин и мужчин во времени и, таким образом, достигать гендерной справедливости.

Для развития гендерной методологии в объяснении и интерпретации социальных фактов нужен политеоретический подход, который позволил бы увидеть явления во всем их многообразии. Гендерная методология, как отмечает Малышева, внесла следующие существенные изменения в социологический анализ общественных явлений. Первое состоит в том, что были пересмотрены критерии «объективности» социального знания и принцип субъектно-объектной детерминации изучаемых явлений, диктующий жесткое разграничение внутренного и внешнего мира человека, чувственного и рационального восприятия. Во-вторых, было оспорено утверждение о том, что построение репрезентативной выборки является достаточным основанием для получения достоверных и устойчивых данных об изучаемом явлении. Третье – стерлась жесткая грань между субъектом и объектом исследования, когда исследователю принадлежала активная роль, а исследуемому – роль пассивного объекта для наблюдения; на самом деле с последним следует обращаться как с субъектом, обладающим собственным опытом. Четвертое – расширилась предметная зона анализа: в нее была интегрирована каждодневная коммуникация людей, память, эмоции.

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерные исследования рассматривают, какие роли, нормы, ценности, черты характера общество через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы предписывает исполнять женщинам и мужчинам, чтобы выстроить традиционную (патриархатную) иерархию власти. Феминистская исследовательница Гизела Бок пишет, что гендерный подход «служит не для того, чтобы сводить историю или общество к какой-либо модели, а для выявления в истории и обществе разнообразия и изменчивости».

Феминистскими исследовательницами в области гуманитарного знания было предложено несколько вариантов учета гендерного фактора. Первое предложение, выдвинутое представительницами феминистского эмпиризма, сводилось к включению «женщин» в научные исследования в качестве самостоятельного объекта. Второе, предложенное сторонницами позиционизма, связано с требованием проводить исследования с позиции женщин и особенностей их опыта. Третье, характерное для направления феминизма, получившего название постмодернизм, или постфеминизм, рекомендовало понять способы, которыми сконструированы многообразные женские опыты. Наконец, наиболее радикальное направление феминизма (социальный конструктивизм) предлагало изменить имеющееся знание, из которого исключены женщины, через деконструкцию цепочки «знание – власть – субъект». В целом, использование гендерного подхода в социальном и гуманитарном познании предоставило и предоставляет широкие возможности для переосмысления культуры.