Зарождение феминистских идей в эпоху Возрождения. Социальные и интеллектуальные предпосылки феминизма в эпоху Просвещения. Значение Великой Французской революции

Сам термин «феминизм» ((от лат. femina – женщина) теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение) был введен видным социалистом-утопистом

Ш. Фурье в конце XVIII – начале XIX и понимается в настоящее время как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. Однако как явление и образ мыслей он возник гораздо раньше в результате признания того, что есть нечто несправедливое в общественной оценке женщины и отношении к ней. Сегодня принято считать, что зарождение феминистских идей относится к эпохе Возрождения с ее культом человека. Именно тогда знатные дамы и интеллектуально развитые женщины положили начало движению в защиту своего пола. Великий гуманист Эразм Роттердамский требует, чтобы женщинам позволили учиться.

Корнелиус Агриппа в своем трактате «Декламация о благородстве и совершенстве женского пола» доказывает превосходство женщин, выступает с обвинительной речью против мужской тирании: «Действуя вопреки всякому праву, безнаказанно нарушая естественное равенство, тирания мужчины лишает женщину свободы, полученной ею при рождении». Маргарита Наваррская впервые пыталась примирить брак с любовью к чести и женским счастьем.

В период Средневековья мужчины относились к женщинам не слишком благосклонно. Появились многочисленные труды, «доказывающие» вторичность женщин, обвиняющие их в мужских злоключениях, неверности в браке, лени, кокетстве и похотливости. Однако в

это же время появляются и исключительные женщины (Жанна д'Арк, Аббатиса Элоиза,

Бланка Костильская и др.), которые своей деятельностью доказывают способность женщин к независимости, интеллектуальной и прочей деятельности. Появились первые литературные труды Кристины Пизанской, в которых открыто говорилось о подавлении личности женщины и несправедливом отношении к ней общества. Позднее Мольер, несмотря на свой насмешливый склад ума, в том числе и по отношению к женским порокам, горячо выступает против навязанных браков, требует для девушек свободы чувств, а для супруги – уважения и независимости.

Самым решительным феминистом эпохи Просвещения оказывается Пулен де ля Барр, опубликовавший в 1673 году свой труд «О равенстве обоих полов». Он считает, что мужчины, будучи сильнее, всегда поступали в угоду своему полу, а женщины по привычке мирятся с этой зависимостью. У них никогда не было тех же возможностей, что и у мужчин – ни свободы, ни образования. Соответственно их нельзя судить по тому, что они совершили в прошлом, но нет никаких оснований считать их ниже мужчин. Он решительно требует дать женщинам образование. Демократический XVIII век в целом благоприятен для женщин, большинство философов воспринимают их как людей, равных представителям мужского пола. Вольтер обличает несправедливость их удела. Дидро полагает, что их приниженное положение во многом создается самим обществом. По его мнению, «во всех обычаях жестокость гражданских законов объединилась против женщин с жестокостью природы. К ним стали относиться как к неразумным существам». Монтескье парадоксальным образом считает, что женщины должны подчиниться мужчинам в домашней жизни, но у них есть все необходимое для политической деятельности: «Женщине стать хозяйкой дома противно разуму и природе, управлять же империей – нет». Ему же вторит и эгалитарист Ж.-Ж. Руссо, утверждавший, что женщина должна посвятить себя мужу и материнству. Развивая идею «естественного права» применительно к женщине, он включил в ее состав миф о «природном назначении» пола и тем самым надолго закрепил прежнее разделение труда между мужчиной и женщиной. Несмотря на это, многие относят его к поборникам женского равноправия из-за того, что он осуждал феодально-сословный брак, заключавшийся по воле родителей и больше похожий на финансовую сделку, чем на таинство. В своих романах он воспел любовь, материнство, женское сострадание, т.е. право женщины на всю полноту человеческих чувств. Гельвеций показывает, что неполноценность женщины – это следствие ее нелепого воспитания, его мнение разделяет и Д'Аламбер. А у одной женщины – г-жи де Сире – робко зарождается экономический феминизм. Мерсье возмущается нищетой женщин-работниц, затрагивая вопрос о женском труде. Кондорсе хочет, чтобы женщины приняли участие в политической жизни, считая их равными с мужчинами.

Следующий этап в развитии феминизма связан со временем Великой Французской

революции – выдвинутые тогда лозунги свободы, равенства и братства всех людей независимо от их происхождения активизировали стремление женщин к равноправию. Несмотря на формальное непризнание, женщины принимали активное участие в общественной жизни. Экономическая независимость женщин обеспечивалась их работой на производстве, простолюдинки посещали публичные собрания, состоятельные женщины открывали салоны, где обсуждались либеральные идеи прав человека, свободы, равенства, независимости, выходило много журналов женской направленности, где рассматривались вопросы права женщин на образование, на уважение в семье и обществе и т.п. Женщины не отделяли себя от всей нации и ждали от революции законодательного закрепления за ними прав, аналогично тем, которые обещались гражданам-мужчинам. Но вскоре оказалось, что «Декларация прав человека и гражданина», провозгласившая, что все люди имеют неотъемлемые естественные права, фактически была декларацией о правах мужчин. Руководители революции так и не смогли ни принять политических требований женщин, ни открыто отклонить их. Не случайно в 1792 г. Олимпия де Гуж написала «Декларацию прав женщины и гражданки», в которой содержались требования предоставить женщинам гражданские и избирательные права и возможность занимать государственные посты. Вслед за этим возникли женские организации и клубы, которые, впрочем, довольно быстро были запрещены Конвентом. Сама Олимпия де Гуж была казнена. Однако в том же 1792 г. Мэри Уолстоункрафт опубликовала в Англии книгу «Защита прав женщин», а в Германии в этом же году вышла работа

Теодора фон Гиппеля «Об улучшении гражданского положения женщин».

В общем, становлению феминизма как самобытной теории способствовали, во-первых, социальные предпосылки, заключающиеся в сломе феодально-сословной организации общества и развитии буржуазных отношений, вовлечении женщин в работу по найму, что способствовало превращению женщин в собственника своих рабочих рук, которые она может как свободный человек продавать на рынке. А во-вторых, интеллектуальные предпосылки, содержащие различные критические в отношении существующего общества теории, начиная с философии прав человека и вплоть до современных постмодернистских концепций. Сам термин «феминизм» получил распространение в западном мире с 80-х годов XVIII века. Появление этого термина было связано с необходимостью маркирования людей, выступающих не только за возрастающую социальную роль женщин, но также и за право женщины определять себя как самостоятельную личность.

В течение XIX века по Европе прокатилась волна буржуазных революций, активизировавшая борьбу женщин за свои права - в основном речь шла о праве на труд и равную с мужчинами его оплату. В конце XIX века возникает движение суфражисток (от англ. suffrage – право голоса, избирательное право) – сторонниц избирательного права для женщин, т.е. борьба женщин за предоставление им избирательных прав. Первоначально пассивное, а нередко и негативное отношение общества к этой идее, в конце концов, вызвало общественный резонанс. Многолетняя борьба суфражисток разных стран дала свои результаты – в течение первых двух десятилетий

XX века в основной части Европы и в Северной Америке женщины получили избирательные права. Этот период принято называть первой волной феминизма, основное содержание которой сводилось к борьбе за достижение юридического равноправия полов.

Вторая волна в развитии феминизма началась в 60-е годы XX в. вместе с возникновением леворадикальных движений протеста и формированием феминистских теорий. Цель второй

волны – борьба за фактическое равенство женщин с мужчинами. На Западе, особенно в США, движение приобрело довольно массовый характер, проявилось в многочисленных акциях, в создании ряда организаций и множества небольших групп неформального характера без лидера и теоретической стратегии в ее традиционном понимании. В течение 80-х гг. ХХ в. влияние феминизма несколько падает. Исследователи связывают это с утверждением в западных странах неоконсервативной ориентации, а также с острой самокритикой внутри самого феминизма. Если до этого времени его теоретиками рассматривался в основном опыт белой женщины из среднего класса Западной Европы и Северной Америки, то впоследствии была признана необходимость изучения и учета требований других групп с их специфическими интересами.

В 70-80-е годы ХХ века под влиянием феминистских работ в гуманитарных науках складывается представление о том, что биологический и социальный пол – это не одно и то же.

В эти годы в научный оборот было введено понятие «гендер» ((от англ. gender – род) социальный пол – понятие, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола), причем ввели его не феминистки, а американский психолог Роберт Столлер. Он предложил использовать для обозначения социальных и культурных аспектов пола понятие «гендер», которое до этого использовалось только для обозначения грамматического рода. Столлер подчеркивал, что разница между полом и гендером состоит в том, что пол является биологическим, гендер же – психологическим и, следовательно, культурным феноменом: «Если пол определить как мужской и женский, то гендер соответственно как маскулинный и феминный; маскулинность и феминность могут рассматриваться как совершенно независимые от (биологического) пола». Идею разграничения понятий «пол» и «гендер» горячо поддержали феминистки. В феминизме всегда рассматривался не опыт пола, а опыт рода, не биолого-анатомические, а культурно-психологические характеристики. Приписывать родовые представления, присущие данной культуре, самой «природе человека», его половым характеристикам, согласно феминизму – значит некритически принимать ряд скрытых посылок, восходящих к патриархатному типу культуры. Сюда относят тип разделения труда, иерархические принципы подчинения, абстрактно-технологическое понимание науки, философии, прогресса и т.д. Эти установки имеют, согласно феминизму, культурно- историческую природу и несводимы ни к собственно экономическим, ни к правовым причинам. С учетом этих посылок отношения между полами, или гендерные отношения, понимаются в феминизме как один из типов проявления властных отношений, поскольку под видом «объективности» воспроизводится ситуация, когда одна часть человеческого рода, имея свои собственные интересы, одновременно представляет и интересы другой его части. В культурах такого типа, по мнению теоретиков феминизма, женщина представлена лишь как «Другой». Представители феминизма считают, что схемы рационального контроля, который общество применяет к мужчинам и женщинам, по сути дела различаются, при этом тип женской духовности остается, в принципе, невостребованным. Поэтому цель современного феминизма – выведение женской духовности из «сферы молчания». Признается принципиальная недостаточность традиционного теоретического анализа и необходимость политических действий. Однако, в отличие от обычного понимания политической сферы, феминизм трактует ее предельно широко – «как общественные дела вообще». Такое переопределение политики дает возможность феминизму соединить историко-критический анализ прав личности с идеологией, призывать к изменению культуры и духовному обновлению во всех сферах жизни общества.

В последнее столетие и приватная, и публичная роли женщины расширились и претерпели изменения, определение феминизма также расширилось и стало включать политические, культурные, экономические, сексуальные, расовые и этнические измерения. Современные исследователи считают, что, несмотря на разницу в определениях, теоретики феминизма озабочены четырьмя основными проблемами. Во-первых, они пытаются выявить гендерно обусловленную природу в сущности всех социальных и институциональных отношений. Существующие в обществе соглашения определяют, кто и что делает, для кого это делается, что мы есть и чем мы можем стать. Во-вторых, гендерные отношения сконструированы как проблематичные и включены в систему неравенств и противоречий социальной жизни. Семья, образование, социальная помощь, мир работы и мир политики, культуры и досуга социально структурированы через отношения гендера, власти, класса, расы и сексуальности. В-третьих, гендерные отношения не рассматриваются здесь как естественные и неизменяемые, но рассматриваются, напротив, как исторический и социокультурный продукт, как предмет для реконструкции. В частности, феминистский анализ деконструирует ошибки и мифы о способностях женщин, расширяет знания об эмпирической реальности женщин, конструирует теории женщин и о женщинах. В-четвертых, теоретики феминизма демонстрируют тенденцию к тому, чтобы быть открыто политичными в своей защите социальных изменений. Феминистки бросили вызов тому, что они называют традиционными расовыми, классовыми, сексуальными и властными конвенциями, в рамках которых существует предпочтение мужчин женщинам, белых – не белым, взрослых – детям, физически полноценных – физически неполноценным, граждан – негражданам, а также работающих – неработающим. Однако теории комплексного феминизма далеки от завершения, и борьба за уравнение такого рода предпочтений продолжается.