Основная идея либерального феминизма XVIII-XX вв. – идея равенства

Более подробное рассмотрение основных направлений феминизма начнем с трех классических: либерального, социалистического и радикального. Либеральный феминизм является наиболее ранним по времени возникновения направлением феминизма и до сих пор наиболее мощным и признанным как в теоретическом плане, так и в практическом движении. Либеральный феминизм основывается на либерально демократических принципах равенства, свободы, представительной демократии. Формирование феминистских теорий либерального направления было в значительной степени подготовлено развитием различных социально-философских, политических концепций и интеллектуальных течений. В этой связи особенно стоит отметить философские концепции Джона Локка и Джона Стюарта Милля, которые развивали основы теории прав человека. Последний в 1869 г. опубликовал книгу «Подчиненность женщин», где он использовал либерально-философскую теорию для доказательства тезиса о равенстве прав женщин и мужчин, идеи которого полностью разделяла и его жена Харриэт Тэйлор.

Целью либерального феминизма является достижение равенства и справедливости по отношению к женщинам в повседневной практике социального взаимодействия. В рамках данного направления феминизма основным средством преодоления социального неравенства мужчин и женщин считаются реформы законодательства, отменяющие и предотвращающие дискриминацию ((от лат. discrimination – различение) умаление прав какой-либо группы граждан в силу их национальности, пола, вероисповедания и т.п.) в отношении женщин. Исторически он был связан с движением и идеологией суфражизма, стремившегося к достижению абсолютного юридического и политического равенства женщин с мужчинами.

Его современное возрождение связано с опубликованием в 1963 г. в США книги

Бетти Фридан «Мистика женственности», в которой она на примере анализа интервью с

300 «благополучными домохозяйками» среднего класса показала, что в американском обществе женщины не обладают равными с мужчинами правами. Ее книга произвела эффект разорвавшейся бомбы, выдержала более десяти переизданий и разошлась миллионными тиражами. Вскоре возникла Национальная Организация Женщин, включавшая несколько сотен тысяч женщин среднего класса. Либеральные феминистки ХХ века – Элис Росси, Джанет Ричардс, Сьюзан Окин и др. – поддерживали идеи, разрабатываемые либеральными феминистками XVIII-XIX веков, поскольку требования последних так не были удовлетворены и равенство прав и возможностей для женщин и мужчин так и не было достигнуто. По мнению либеральных феминисток, основным способом решения этой проблемы должны быть социально-экономические и юридические реформы в рамках существующего общества. Большой акцент в либеральном феминизме – начиная с XVIII века и вплоть до конца XX века – делался на идее равенства, т.е. одинаковости женщин и мужчин как рациональных существ.

Равенство как цель для женщин внутри иерархизированного общества, которое существует сегодня, приводит к тому, что основным способом его достижения провозглашается равенство возможностей. На практике это означает равенство условий мужчин и женщин внутри каждой группы, существующей сегодня. Сказав, что либеральные феминистки скорее ищут равенства возможностей, а не равенства условий, следует также сказать, что фактически они поддерживают неравное общество и просто хотят продвинуть женщин внутри его структур. Если быть более откровенными, они хотят продвинуть женщин к тому, что конвенционально считается равенством с мужчинами внутри различных иерархически организованных (упорядоченных) групп. Это, на взгляд американской исследовательницы Дж. Эванс, истинная характеристика школы классических либералок. Либеральный феминизм, требуя равенства, склонен постулировать одинаковость женщин и мужчин и отрицать их различия. Поэтому Фридан разоблачает мистику женственности, Окин утверждает, что не следует показывать, что различия существуют, Ричардс полагает униженность женщин следствием социализации, Блюстоун утверждает, что женский ум такой же, как у мужчин, а Вилльямс выступает за юридическое понимание женщин и мужчин как одинаковых. Все эти авторы в своих книгах, появившихся с 1963 по 1994 гг., рассматривали равенство мужчин и женщин в смысле отсутствия значимых различий. Соответственно, к женщинам следует относиться так же хорошо, как и к мужчинам. Большинство из них склонны говорить о мужчинах и женщинах как гомогенных группах. Иными словами, либеральный феминизм стремится к равенству возможностей с мужчинами и видит его на основе одинаковости. Различия рассматриваются как несущественные, как продукт «мистики». Либеральный феминизм нередко подвергается критике со стороны других направлений. Так, Джин Бетке Эльштайн отмечала, что он имеет три основных порока: веру в то, что женщины могут стать похожими на мужчин; веру в то, что женщины хотят этого; веру в то, что всем женщинам следует хотеть стать похожими на мужчин и разделять мужские ценности.

Эти недостатки либерального феминизма, его ориентация на обсуждение проблем и потребностей женщин среднего класса, неразработанность теории реформ привели к тому, что, несмотря на массовость движения, оно не сумело изменить реальное положение дел. Однако именно с возрождения либерального феминизма после почти сорока лет отсутствия женского движения в Америке началось возрождение феминизма. И в этом – историческая заслуга либералок. Более того, с развитием концепций эгалитарного (от франц. egalite – равенство, равноправный, соответствующий принципу общественного устройства, декларирующему всеобщее равенство людей) либерализма, отстаивающих идеи политического протекционизма и социальной поддержки дискриминируемых в обществе социальных групп, развивается эгалитарный феминистский либерализм, отстаивающий идеи протекционистской политики в отношении женщин. Таким образом, либеральный феминизм прошел путь от концепций и идей гендерно нейтрального законодательства и политики до концепций гендерно ориентированной политики и протекционистского законодательства, позволяющих женщинам с разным социальным опытом и социальным капиталом (разведенным, беременным, с маленькими детьми и/или одиноким матерям, цветным и т.д.) получить реальные жизненные шансы. Либерально феминистские концепции гендерно ориентированной политики и протекционистского законодательства широко критикуются сторонниками классического либерализма, так как идеи позитивной дискриминации противоречат идеям равенства и индивидуальной свободы. Сегодня либеральный феминизм является наиболее интегрированным направлением феминизма в современную политическую и социальную практику, так как, отказываясь от утопических и радикальных политических и социальных проектов, сторонники либерального феминизма предлагают идеологию и стратегию легальных действий, поддерживающих реальных женщин. Основными методами либерального феминизма в настоящее время являются разработка законов и лоббирование интересов женщин как дискриминируемой и маргинализируемой социальной группы, создание коалиций, групп поддержки, работа с конкретными проблемами (создание кризисных центров, центров поддержки, приютов, и т.д.). Маргинальность (от лат. marginalis – находящийся на краю) – социологическое понятие, обозначающее «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает отпечаток на его психику, вызывая беспокойство, чувствительность, стесненность.

Будет полезно почитать по теме: