Уроки российского парламентаризма

Работу парламента можно признать эффективной лишь в том случае, если он успешно решает проблему оптимальной защиты интересов государства и оптимальной защиты интересов населения, всех социальных групп и каждого человека. При этом следует обратить внимание на несколько принципиальных положений.

1. Сам по себе законодательный процесс, а тем более законодательная процедура, большой самоценностью не обладает. Он, как всякое процедурное право, оценивается только качеством результата. Оценивается качество работы по тому, насколько законодательный акт не ущемляет интересы населения и обеспечивает нормальные условия реализации его нужд и потребностей.

2. Эффективность законодательного процесса невозможно определить только с помощью статистических данных, математических правил и формул. Важное значение имеют юридическая основа политической системы и профессионализм политических кадров.

3. Правила процедуры законодательного процесса должны обеспечивать организованное и равноправное функционирование субъектов законодательного права в условиях сопоставления различных, порой противоположных, позиций в обстановке дискуссии, соблюдения юридических норм и установленных сроков.

Эффективность включает в себя ряд частных показателей: степень соответствия направлений, содержания и результатов деятельности аппаратных структур их функциям и статусу; реальность влияния на состояние и развитие экономической и организационно-кадровой проработки законопроектов и иных решений; социальность предлагаемых законопроектов, глубину учета и выражения в них общественных потребностей, интересов различных социальных групп; характер и объемы взаимосвязей с иными властными структурами и населением; моральный авторитет и влияние на «внешнюю среду». Названные показатели могут иметь количественное выражение, что позволяет их сравнивать и анализировать.

Кроме понятия эффективности анализируется такой термин, как «интенсивность работы парламента». Элементарный подсчет показывает: для того чтобы справиться с нынешним «валом законодательной инициативы», депутатам необходимо готовить к обсуждению на каждое пленарное заседание Думы не менее 60-65 законопроектов. Ни реального физического времени, ни интеллектуальных сил для этого не хватит. Ведь в автоматическом режиме законы сегодня, как это практиковалось в советские времена, не принимаются. Все они до мелочей прорабатываются во фракциях и комитетах, постатейно обсуждаются на пленарных заседаниях палат. Законопроекты по бюджету и бюджетным отношениям требуют внимания специалистов на протяжении пяти-шести месяцев, причем объемы работ постоянно увеличиваются. На интенсификацию обращают внимание практически все сотрудники Государственной Думы и Совета Федерации. Об этом же свидетельствуют и социологические, и статистические данные.

В Государственной Думе ежегодно проводится не менее 70-75 пленарных заседаний,

58 заседаний Совета Думы и до 90 парламентских слушаний. Среднемесячная нагрузка на повестку дня достигла 331 единицы. Совершенствуется аналитическое обеспечение законотворческого процесса, в мониторинговом режиме анализируется ход экономических и политических преобразований в стране. Правовым управлением в год осуществляется экспертиза до 1700 законопроектов и 2650 постановлений, заявлений и запросов.

Организовать и обеспечить все эти участки трудно. Все говорят об интенсификации труда, но не о его эффективности и качестве. На самом деле все упирается не в количественные показатели, а в качество законодательства, в «конституционность принимаемых законов». Количество есть, недостает качества, особенно, с точки зрения правовой, экономической, социальной и политической обоснованности предлагаемых документов.

В России действуют свыше тысячи федеральных законодательных актов и несколько тысяч законов республик, краев, областей, автономных округов. Но далеко не все они отвечают названному выше критерию. Практика «облегченного» отношения к правовой проработке законопроектов может привести к тому, что «масса сомнительных или просто неправомочных, с точки зрения Конституции, законов может стать критической в правовом и политическом смысле. Под вопросом окажется конституционная безопасность государства, сама дееспособность федерального Центра и управляемость страной, целостность России».

Вместе с тем стоит обратить внимание на то, что эффективность деятельности парламента общество оценивает невысоко. О каком авторитете депутатов и специалистов парламента, о реальной цене принятых законов можно говорить, если 72% граждан убеждены, что социальный блок законов остается на бумаге. Не выполняются надлежащим образом законы о ветеранах, о науке и научно-технической политике, об образовании, о государственной поддержке агропромышленного производства. И этот перечень можно продолжить. Причины такого положения кроются в том, что многие должностные лица не несут персональной ответственности за качество принимаемых законов, не обеспечивают контроль за их исполнением. На первое место этот фактор поставили 46% опрошенных россиян. 41,2% людей считают, что законы не соответствуют реалиям современной жизни; 35,1 – что законы противоречат друг другу; 28,9 – что отсутствует общественный контроль над властью; 12% полагают, что многие законы ставят заслон инициативе и предприимчивости.

С момента возрождения российского парламентаризма не прошло еще и 15 лет. Тем не менее уроки развития парламентаризма в современной России весьма поучительны.

Урок первый. Российская практика последних лет решительно подтвердила: не может быть подлинной демократии в стране без сильного, авторитетного, уважаемого парламента – одного из трех влиятельных и независимых центров власти, активно действующего в рамках разделения властей. В условиях острейшего экономического и социального кризиса только коллективным творчеством парламента, Президента, Правительства и ведущих политических сил страны можно найти адекватные реальной ситуации пути выхода из тупика, в котором страна оказалась благодаря стремлению к монополизации власти и осуществлению политики в интересах только одной политической силы. Жизнь убедила самых упрямых: попытки игнорировать мнение парламента (будь то при формировании правительства или выработке курса экономических реформ, принятии бюджета или осуществлении внешней политики) неизменно заканчивались серьезными неудачами, демонстрируя проверенную мировым опытом истину: парламентская демократия – это «не говорильня», а мощный и эффективный созидательный фактор. Законодательная власть, представленная Федеральным Собранием, имеет исключительное право принятия законов государства. Никакая другая власть подобным правом не обладает. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета. Недооценка роли парламента наносит ущерб не только демократии в политической сфере, но прямо отражается на экономической ситуации в стране, ее роли и авторитете на международной арене, на правопорядке и уважении к закону и в целом на легитимности власти.

Урок второй. Жизнь бесспорно доказала и еще одно: Федеральное Собрание Российской Федерации – это единственный институт, который представляет российское общество во всем многообразии его экономических, политических, идеологических интересов. В Государственной Думе активно действуют депутаты, принадлежащие к наиболее известным партиям России. Представлен широкий спектр идеологических взглядов, а также наиболее влиятельные социальные группы – бизнесмены, аграрии и промышленники, деятели науки, культуры и так далее, и все регионы России. Школа парламентаризма «переплавляет» это многообразие политических и идеологических взглядов и интересов в ответственную позицию парламентского большинства по важнейшим вопросам развития России.

Формирование гражданского общества, успешное строительство правового демократического государства возможно только при учете интересов всех имеющихся в обществе политических и социальных слоев и групп. Являясь представительным органом власти, Федеральное Собрание не раз выражало интересы весьма широких общественных слоев, последовательно выступая против игнорирования интересов большинства в ходе осуществления экономических реформ, за корректировку социально-экономического курса, чтобы он способствовал экономическому росту в стране, повышению жизненного уровня населения. Спасая честь российской демократии и жизнь тысячам сограждан и формулируя позицию большинства, Государственная Дума решительно выступала и выступает против войны в Чечне, за мирное урегулирование острых национальных и социальных конфликтов во всех уголках нашей огромной страны.

Урок третий. В современной России парламентаризм является важнейшим фактором экономической, политической, духовной жизни, благодаря которому обеспечивается стабильность и устойчивость общественно-политического развития.

Российский парламент последовательно выступает за внедрение принципа верховенства права и закона, четкое разграничение и сбалансированность компетенции исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти.

Урок четвертый. За годы деятельности Федерального Собрания в стране заложен прочный правовой фундамент экономического, социального, политического развития современной России. Парламент активно выполняет свою главную функцию – путем правотворчества обеспечивает реформирование страны.