Структура и руководящие органы палат

Структуре российского парламента посвящена ст. 95 Конституции РФ. В части первой этой статьи установлено, что Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Для своего функционирования каждая палата создает структурные подразделения. Собственное внутреннее устройство Государственная Дума и Совет Федерации определяют самостоятельно, опираясь на Конституцию РФ и свои Регламенты. Под внутренним устройством или структурой палат понимается распределение депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и государственных служащих, обеспечивающих им работу, таким образом, чтобы их индивидуальные и коллективные усилия позволили решать задачи, стоящие перед палатами Федерального Собрания РФ, рационально использовать предоставленные им полномочия.

Регламент – совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, учреждения, организации.

Государственная Дума является палатой Федерального Собрания – парламента Российской Федерации и состоит из 450 депутатов.

Совет Федерации является палатой Федерального Собрания – парламента Российской Федерации – представительного и законодательного органа Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации.

Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации являются основными документами, закрепляющими внутреннюю структуру каждой палаты. В настоящее время в обеих палатах действуют вторые Регламенты. Государственная Дума приняла новый Регламент 22 января

1998 г., утвердив его Постановлением № 2134-ПГД, Совет Федерации – 30 января 2002 г., утвердив его Постановлением № 33 СФ. Этими постановлениями признаны утратившие силу ранее действовавшие регламенты обеих палат.

Наряду с вопросами внутреннего устройства в регламентах определяется общий порядок работы палат, порядок рассмотрения отдельных вопросов, устанавливаются правила законодательной процедуры, содержатся нормы, регулирующие деятельность аппаратов палат. Регламент Государственной Думы состоит из 7 разделов, 28 глав и 222 статьей. Регламент Совета Федерации имеет три части, 32 главы и 222 статьи. Право разъяснения Регламента Государственной Думы принадлежит Комитету Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, a непосредственно на заседании палаты – его уполномоченному представителю (представителям). Разъяснение положений Регламента Совета Федерации может давать Комиссия Совета Федерации по Регламенту и парламентским процедурам.

Вопросам внутреннего устройства палат посвящены I раздел Регламента Государственной Думы и I часть Регламента Совета Федерации. Они начинаются с глав, посвященных соответственно Председателю Государственной Думы, Председателю Совета Федерации и их заместителям. Следует отметить, что в ст. 101 Конституции РФ предусмотрены должности председателей палат Федерального Собрания и их заместителей. Однако вопрос о количестве заместителей Председателя Государственной Думы, Председателя Совета Федерации палаты решают самостоятельно.

Согласно ст. 8 Регламента Государственной Думы, Председатель Государственной Думы, его Первый заместитель и заместители избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты. В список для голосования вносятся все выдвинутые кандидатуры на должность Председателя Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования. Кандидат считается избранным, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. В случае если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов, и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат вправе голосовать только за одного кандидата. Избранным на должность Председателя Государственной Думы по итогам второго тура голосования считается тот кандидат, который получил большинство голосов от общего числа депутатов.

Избирательный бюллетень – документ для голосования с фамилиями депутатов.

Депутатские объединения (фракции) – группа депутатов парламента, принадлежащих как правило к одной политической партии, проводящих в парламенте единую линию.

Регламент определяет полномочия Председателя Государственной Думы. Так, Председатель Государственной Думы ведет заседания палаты, ведает внутренним распорядком работы палаты, организует работу Совета Государственной Думы, осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы и его первого заместителя. Последний одновременно является Управляющим делами Государственной Думы. Председатель Государственной Думы представляет палату внутри и вне страны, он вправе участвовать в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии со ст. 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, Председатель направляет поступившие законопроекты и материалы к ним в депутатские объединения и в комитеты Государственной Думы в соответствии с вопросами их ведения. Важными и ответственными полномочиями Председателя Государственной Думы является право подписывать постановления Государственной Думы, направлять в Совет Федерации для рассмотрения федеральные конституционные и федеральные законы, принятые Государственной Думой, а Президенту Российской Федерации – федеральные законы, принятые Государственной Думой повторно в случае несогласия с решением Совета Федерации об отклонении закона. И, наконец, к числу его полномочий относится право издания распоряжений и дачи поручений по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Деятельность Председателя Государственной Думы контролируется только самой палатой. Последняя вправе отменить любое его распоряжение или поручение. Председатель Государственной Думы может по собственному усмотрению включить в порядок работы Государственной Думы вопросы о выборах на вакантную должность своего заместителя и о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях Государственной Думы. Председатель Государственной Думы или по его поручению один из его заместителей представляет Государственной Думе доклады о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте примерной программы законопроектной деятельности на начавшуюся сессию.

Руководителями Совета Федерации являются Председатель Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации. Они избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с применением электронной системы или открытого голосования. Председатель Совета Федерации и его заместители не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.

Председатель Совета Федерации представляет на рассмотрение Совета Федерации: проект повестки дня заседания Совета Федерации; ведет заседание палаты; подписывает постановления Совета Федерации; направляет для рассмотрения в комитеты Совета Федерации проекты федеральных конституционных законов, одобренные Государственной Думой, федеральные законы, принятые Государственной Думой, а также законопроекты, которые предполагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы; направляет Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования федеральные конституционные законы и федеральные законы, одобренные Советом Федерации; направляет и контролирует деятельность Аппарата Совета Федерации; решает иные вопросы организации деятельности Совета Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, Регламентом и другими нормативными правовыми актами.

Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Совет Федерации вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Совета Федерации, противоречащее законодательству Российской Федерации и Регламенту Совета Федерации. Председатель Совета Федерации представляет Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы. Доклады Председателя Совета Федерации обсуждаются на заседаниях Совета Федерации. По результатам обсуждения Совета Федерации может принимать постановления.

Важную роль в решении вопросов внутреннего распорядка Государственной Думы играет Совет Государственной Думы. Он создается для предварительной подготовки и для организационных вопросов деятельности палаты. В его состав с правом решающего голоса входят Председатель Государственной Думы и руководители депутатских объединений. С правом совещательного голоса в работе Совета Государственной Думы участвуют заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы. В случае отсутствия Председателя Государственной Думы председательствующий на заседании Совета Государственной Думы один из его заместителей имеет право решающего голоса. В отсутствие руководителей депутатских объединений и председателей комитетов по их поручению в заседании Совета Государственной Думы принимают участие их представители из числа депутатов. При этом представители депутатских объединений имеют право решающего голоса.

Совет Государственной Думы – создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.

Председательствуют на заседаниях Совета Государственной Думы Председатель Государственной Думы или его заместители. В заседаниях Совета Государственной Думы вправе участвовать:

а) полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе;

б) полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе;

в) представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании рассматривается вопрос о внесенных ими законопроектах.

Депутат вправе присутствовать на заседании Совета Государственной Думы и вносить предложения по проекту порядка работы Государственной Думы. Присутствуют на заседаниях и руководители структурных подразделений Аппарата.

Совет Государственной Думы наделен обширными полномочиями. В его компетенцию, в частности, входит: разработка проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; формирование проекта календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц с указанием тематических блоков (государственное строительство и конституционные права граждан; экономическая политика; социальная политика; бюджетное, налоговое, финансовое законодательство; оборона и безопасность; ратификация международных договоров Российской Федерации); формирование проекта порядка работы Государственной Думы на очередное заседание; назначение соответствующего комитета Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного к рассмотрению Государственной Думой субъектом права законодательной инициативы. Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета Государственной Думы, который подписывается председательствующим на заседании Совета Государственной Думы. Решения Совета Государственной Думы направляются депутатам, в депутатские объединения и комитеты палаты. Государственная Дума вправе отменить решение Совета Государственной Думы.

2 декабря 1998 г. Совет Федерации образовал свой Совет палаты. Это коллегиальный орган, состоящий из Председателя Совета Федерации, его заместителей, председателей комитетов и Комиссии Совета Федерации по Регламенту и парламентским процедурам. На него возложены следующие полномочия: формирование проекта повестки дня заседания палаты; согласование порядка обсуждения вопросов на ее заседаниях, предварительное обсуждение степени их подготовки; подготовка списка приглашенных для выступления на заседании Совета Федерации.

Совет палаты образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации. Является постоянно действующим органом Совета Федерации.