Принятие решений

Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов палаты, федеральные конституционные законы – двумя третями от общего числа депутатов Государственной Думы. Такое же число голосов необходимо и для преодоления вето Президента РФ.

Под общим числом депутатов Государственной Думы понимается число депутатов, установленное ч. 3 ст. 95 Конституции Российской Федерации, – 450 депутатов.

Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (за исключением процедурных вопросов), если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 103 Конституции РФ), федеральным конституционным или федеральным законами.

Государственная Дума принимает постановления по следующим вопросам, отнесенным к ее ведению:

- о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

- о доверии Правительству РФ;

- о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

- о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

- о назначении на должность и об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека;

- об объявлении амнистии;

- о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

- о запросе в Конституционный Суд РФ;

- о внесении предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ;

- по другим вопросам своей компетенции.

По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен Регламентом палаты.

Согласно Регламенту, к процедурным относятся следующие вопросы:

- о перерыве в заседании, переносе или закрытии заседания;

- о предоставлении дополнительного времени для выступления;

- о предоставлении слова приглашенным на заседание;

- о переносе или прекращении прений по вопросу повестки заседания;

- о переходе (возвращении) к вопросам повестки заседания;

- о передаче вопроса на рассмотрение соответствующего комитета или комиссии палаты;

- о голосовании без обсуждения;

- о приглашении на заседание лиц, указанных в Регламенте;

- о вменении способа проведения голосования;

- об изменении очередности выступлений;

- о проведении дополнительной регистрации;

- о пересчете голосов.

Помимо перечисленного Государственная Дума вправе принимать заявления и обращения, которые оформляются постановлением палаты.

Запрос (обращение) Государственной Думы в Конституционный Суд РФ отличается от депутатского запроса. Предложение об обращении с запросом в Конституционный Суд РФ вносится фракцией, депутатской группой или комитетом Государственной Думы, оформляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным конституционным законом

«О Конституционном Суде РФ», а также с учетом требований Регламента палаты. Решение об обращении с запросом в Конституционный Суд РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение Конституционного Суда РФ по запросу Государственной Думы доводится до сведения депутатов на очередном ее заседании после того, как такое решение получено.

Что касается депутатских запросов, то по вопросу о направлении депутатского запроса голосование не проводится, он просто оглашается на заседании. При этом делается протокольная запись, которая заносится в стенограмму.

Контроль за голосованием. Наибольшее количество вопросов, связанных с голосованием, у депутатов возникает при использовании электронной системы голосования. В связи с этим и для контроля за использованием электронной системы голосования на заседаниях Государственной Думы в Комитете Государственной Думы по регламенту создается подкомитет, на который возлагается контроль за голосованием с использованием электронной системы.

Электронная система голосования осуществляет контроль за голосованием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Электронная система создается для:

- регистрации депутатов;

- записи депутатов на выступления, регистрации, внесения ими предложений и поправок;

- подсчета голосов и определения результатов голосования;

- накопления и оперативной выдачи справочной и статистической информации о ходе заседаний;

- формирования и распечатки списков и других документов заседаний;

- информационного обеспечения заседаний палаты.

Члены указанного подкомитета имеют право беспрепятственного доступа ко всей информации, необходимой для осуществления контроля, проверять обоснованность заявлений депутатов о неточностях в результатах поименного голосования, записи на выступления и других ошибках в работе электронной системы, привлекать к своей работе экспертов и специалистов.

В случае необходимости депутату Государственной Думы по его письменному запросу обязаны выдать имеющиеся данные о заседаниях Государственной Думы. Информация о содержании закрытия заседаний не может быть использована депутатами за пределами их деятельности в Федеральном Собрании.

Все результаты регистрации депутатов Государственной Думы, записи их на выступление, результаты голосования и другие данные о ходе заседания Государственной Думы представляются депутатам в виде цифровых данных, списков, иных материалов и подлежат включению в стенографический отчет заседания и хранятся в архиве Государственной Думы.

Совет Федерации принимает постановления по трем основным направлениям своей деятельности:

- по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ;

- по вопросам организации внутренней деятельности Совета Федерации;

- по общеполитическим и социально-экономическим вопросам.

Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями. Порядок их принятия такой же, что и постановлений палаты.

Если проект постановления Совета Федерации принят за основу, дальнейшее обсуждение и голосование проводятся по пунктам и (или) частям проекта постановления.

Все поправки к проекту постановления представляются в письменном виде и должны содержать редакцию пунктов, частей или проекта постановления в целом, с указанием их инициатора.

Совет Федерации может поручить рассмотрение поправок комитету (комитетам) Совета Федерации либо специально образованной комиссии. Комитет (комиссия) рассматривает поправки, принимает или отклоняет их большинством голосов от числа членов комитета (комиссии) и представляет членам Совета Федерации таблицу поправок с обоснованными предложениями комитета (комиссии) по принятию либо отклонению поправок. На голосование ставятся те поправки, принятие которых предложили комитет или комиссия.

Если комитет (комиссия) предложил отклонить поправку, то она ставится на голосование только в том случае, если на ее принятии настаивает инициатор поправки. Поправки, внесенные несвоевременно, не подписанные и не содержащие редакцию пунктов, частей проекта постановления, Советом Федерации не рассматриваются. После принятия в целом всех пунктов, частей проекта постановления проводится голосование по принятию постановления в целом.

Проекты правовых актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и лингвистическую экспертизы.

Для принятия решений в Регламенте Совета Федерации приведены следующие понятия, используемые для определения результатов голосования:

а) общее число членов Совета Федерации – 178 человек;

б) число членов Совета Федерации, присутствующих на заседании, – число членов Совета Федерации, зарегистрировавшихся во время последней перед проведением голосования регистрации;

в) простое большинство голосов – число голосов, превышающее в зависимости от рассматриваемого вопроса половину от общего числа членов Совета Федерации или от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании;

г) квалифицированное большинство голосов – число голосов, составляющее три четверти, две трети или три пятых голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Как и Государственная Дума, Совет Федерации создает из числа своих членов группу по контролю за использованием электронной системы, которая контролирует и проверяет итоги голосований и электронную систему.