Аппараты палат

Определение аппарата. Любой государственный орган в своей работе опирается на аппарат, формирующийся на профессиональной основе их государственных служащих. Не является исключением из этого общего правила и российский орган законодательной власти. Под аппаратом палаты парламента понимается внутренний орган этой палаты, состоящий из государственных служащих и осуществляющий функции организационного, правового, информационного, социально-бытового, аналитического, материально-технического и иного обеспечения деятельности указанной палаты, ее структурных подразделений и входящих в ее состав депутатов (членов).

Предварительная работа по формированию аппарата. Попытка сформировать аппарат нового законодательного органа была предпринята еще до выборов депутатов обеих его палат и даже до того, как появилась законодательная основа деятельности парламента. 8 октября 1993 г. Президент России Б.Н. Ельцин издал Указ о создании Аппарата Федерального Собрания. Согласно этому Указу, был образован единый Аппарат для обеих палат. С одной стороны, создание такого Аппарата диктовалось настоятельной необходимостью обеспечить подготовку начала работы парламента, а сформировать такой Аппарат в тех условиях практически было некому, кроме Президента и Правительства. Но, с другой стороны, Б.Н. Ельцин, возможно, надеялся оказать косвенное влияние на содержание работы Федерального Собрания через подобранных для Аппарата государственных служащих. В то же время создание одним органом государственной власти аппарата для другого органа государственной власти явно противоречит принципу разделения власти, закрепленному в Конституции РФ 1993 г. (ст. 10). Поэтому вскоре после начала работы Федерального Собрания его палаты самостоятельно сформировали для

себя собственные аппараты взамен действовавшего. Совет Федерации принял такое решение

15 января 1994 г., а Государственная Дума – 20 января 1994 г. Президент РФ своим Указом по предложению Председателя Государственной Думы упразднил старый Аппарат Федерального Собрания.

Нормативная база. Основным звеном при обеспечении палат Федерального Собрания, их руководства и структурных подразделений в правовом, организационном, документальном, информационном, материально-техническом, социально-бытовом отношении являются аппараты соответственно Совета Федерации и Государственной Думы. Положения, регулирующие порядок формирования указанных аппаратов, а также их деятельность, прием на работу и увольнение их работников содержатся в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», в Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания, в Положении об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и в Положении об Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания, некоторые аспекты отдельных подразделений аппаратов палат Федерального Собрания регламентируются положениями об этих подразделениях.

Руководителя Аппарата Совета Федерации назначает Председатель палаты.

Структура Аппарата Государственной Думы. Положение об Аппарате Государственной Думы утверждается распоряжением Председателя этой палаты Федерального Собрания по согласованию с Советом Государственной Думы. Такой порядок принятия Положения об Аппарате был установлен еще первым созывом Государственной Думы в самом начале ее деятельности. Утвердив структуру Аппарата 16 февраля 1994 г. Постановлением № 47-1, Государственная Дума поручила своему Председателю подготовить и утвердить по согласованию с Советом Государственной Думы положение об Аппарате.

Первоначально штатная численность подразделений Аппарата, обеспечивающих деятельность Государственной Думы в целом и ее руководства, была установлена в 943 единицы, аппаратов фракций и групп (как части Аппарата палаты) – 132 единицы, а также была предусмотрена численность помощников депутатов, работающих непосредственно в Государственной Думе, -

450 человек. Затем структура и численность Аппарата Государственной Думы были несколько изменены. К середине 1995 г. штатная численность Аппарата Государственной Думы составила 1490 человек, в том числе аппаратов фракций и групп – 125 человек, аппаратов комитетов и комиссий – 113 человек. Помощники депутатов стали рассматриваться не как составная часть Аппарата палаты.

Перестройка Аппарата Государственной Думы после парламентских выборов связана с тем, что изменились количество депутатских фракций и групп, численность входящих в них депутатов, изменились также число и состав комитетов и комиссий Государственной Думы. Так, согласно общему правилу, аппарат каждого комитета этой палаты парламента состоит из 12 служащих плюс по одному служащему на каждых четырех депутатов - членов данного комитета. Правда, как показывает практика, от этого правила иногда отступают, и отдельным председателям комитетов удается добиться дополнительных штатных единиц для аппаратов своих комитетов. Борьба за штатные единицы различных подразделений Аппарата, при том, что общая его численность остается неизменной, осложняет переформирование Аппарата после парламентских выборов.

Контроль за деятельностью Аппарата Думы осуществляется Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Надо отметить, что по численности занятых аппараты палат Федерального Собрания являются отнюдь не самыми большими среди аппаратов органов государственной власти России. Так, количество сотрудников Администрации Президента РФ примерно на одну треть превышает количество работников аппаратов палат Федерального Собрания вместе взятых. Численность служащих Аппарата Правительства РФ выше численности работающих в аппаратах Совета Федерации и Государственной Думы. Конечно, для аппаратов палат парламента, как и вообще для всяких административных учреждений (включая Администрацию Президента РФ, аппараты Правительства, министерств и т.д.), характерна тенденция к постоянномy увеличению и бюрократизации (пресловутый «закон Паркинсона»). С целью оптимизации работы аппаратов периодически проводятся реорганизации и перестройки, а иногда – сокращения.

Как видно из сказанного выше, аппараты палат Федерального Собрания по их внутренней структуре сходны. Главным, принципиальным отличием структуры Аппарата Совета Федерации от структуры Аппарата Государственной Думы является отсутствие в структуре Аппарата Совета Федерации аппаратов фракций и групп, что связано с отсутствием в Совете Федерации каких-либо объединений членов данной палаты, аналогичных депутатским объединениям в Государственной Думе. Ввиду такого сходства представляется возможным одновременно рассмотреть функции аналогичных структур-подразделений обеих палат парламента России.

Аппарат Государственной Думы и Аппарат Совета Федерации осуществляют обеспечение деятельности палат. Состоят из управлений и отделов.