Поводы и основания к возбуждению уголовного дела

Возбудить уголовное дело в соответствии с требованиями закона можно только при наличии указанного в законе повода и оснований.

Повод к возбуждению уголовного дела – это установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которого полномочные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении. Повод предопределяет начало уголовно-процессуальной деятельности.

В соответствии со ст. 166 УПК поводами к возбуждению уголовного дела являются:

1) заявления граждан;

2) явка с повинной;

3) сообщение должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений;

4) сообщение о преступлении в средствах массовой информации;

5) непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указы-вающих на признаки преступления.

Заявления граждан являются наиболее распространенным поводом к возбуждению уголовного дела. Заявления граждан о преступлениях могут быть письменными и устными. Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. Устное заявление заносится в протокол, подписываемый заявителем и должностным лицом органа дознания, дознавателем, следователем, прокурором, который принял заявление. При этом заявителю в обязательном порядке необходимо разъяснить ответственность за заведомо ложный донос, о чем сделать отметку в протоколе и удостоверить ее подписью заявителя.

Закон определяет перечень уголовных дел, которые могут быть возбуждены не иначе как по заявлению потерпевшего. Это дела частного и частно-публичного обвинения.

Сообщения о преступлении, поступившие по телефону, должны быть записаны принимающим лицом в виде телефонограммы с указанием всех необходимых данных о заявителе.

Анонимные заявления поводом к возбуждению уголовного дела не являются. Однако анонимные заявления, содержащие информацию о преступлении, должны проверяться. Эта проверка проводится, как правило, посредством оперативно-розыскных мероприятий. В случае подтверждения анонимной информации поводом к возбуждению уголовного дела будет непосредственное обнаружение признаков преступления органом уголовного преследования.

В случае, когда имеются основания полагать, что заявителю, членам его семьи или его близким родственникам и иным лицам, которых он считает своим близким, могут угрожать убийством, применением насилия, повреждением или уничтожением имущества, в заявлении не указываются анкетные данные заявителя и не ставится его подпись.

Порядок регистрации, учета и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях в органах внутренних дел регламентируется соответствующими приказами и инструкциями.

Явка с повинной – это, в соответствии со ст. 169 УПК добровольное сообщение органу уголовного преследования лица о совершенном им преступлении, сделанное до предъявления ему постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании его подозреваемым, об избрании в отношении него меры пресечения и вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого.

Заявление о явке с повинной может быть устным и письменным. В случае явки с повинной устанавливаются данные о личности явившегося, содержит ли деяние, о котором сообщило лицо, признаки преступления; имеются ли доказательства, в частности, вещественные; мотивы, подтолкнувшие явившегося с повинной к признанию. Лицу разъясняется, что в соответствии с

п. 1 ч. 1 ст. 63 УК явка с повинной является смягчающим ответственность обстоятельством. Согласно же ч. 1 ст. 88 УК, в случае совершения впервые преступления, не представляющего большой общественной опасности, явка с повинной как проявление деятельного раскаяния лица может при наличии указанных в Законе условий повлечь освобождение его от уголовной ответственности.

О явке с повинной составляется протокол, в котором подробно описывается сделанное заявление. Протокол подписывается явившимся с повинной и должностным лицом, принявшим заявление. Если в заявлении о повинной сообщается о совершении преступления в соучастии, явившийся с повинной предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Сообщение должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений о преступлении исходит от юридических лиц и государственных органов, которые не имеют права возбуждать уголовные дела. Обязанность указанных органов информировать органы уголовного преследования о фактах преступлений вытекает из ряда ведомственных нормативных актов. Например, сотрудники лечебно-профилактических учреждений при поступлении к ним лиц с телесными повреждениями криминального характера, лиц, которые в силу состояния здоровья не могут сообщить о себе никаких данных, а также с признаками наркотического опьянения или несовершеннолетних с признаками отравления алкоголем, наркотическими либо токсическими веществами обязаны немедленно поставить об этом в известность оперативного дежурного УВД или территориального ОВД, сделав соответствующую запись в журнале учета поступивших к ним лиц. Руководители государственных предприятий обязаны сообщить о нарушении правил техники безопасности, повлекшем несчастный случай на производстве, о фактах хищения, халатности, результатом которой явился значительный ущерб.

Сообщение должностных лиц государственных органов, а также предприятий, учреждений, организаций, объединений должно быть сделано в письменной форме; составлено на фирменном бланке; подписано руководителем и по возможности скреплено печатью. К сообщению могут быть приложены документы и иные материалы, подтверждающие достоверность информации о преступлении, например, акт документальной ревизии, подтверждающий наличие недостачи.

Сообщение в средствах массовой информации может быть поводом к возбуждению уголовного дела, если оно опубликовано в газете, в том числе многотиражной заводской газете или журнале, либо распространено по радио или телевидению. Это сообщение может быть в форме статьи, фельетона, интервью и любой другой публикации.

Должностное лицо средства массовой информации, которое опубликовало или распространило информацию о преступлении, по требованию органа уголовного преследования обязано передать находящиеся в его распоряжении документы и иные материалы, подтверждающие сделанное сообщение. При необходимости для расследования или рассмотрения уголовного дела в суде по требованию органа, ведущего уголовный процесс, называются источник информации и данные о лице, представившем сведения для прессы.

Непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления. Особенность данного повода к возбуждению уголовного дела состоит в том, что факт совершения общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, обнаруживается непосредственно дознавателем, органом дознания, следователем, прокурором, т.е. органом уголовного преследования, имеющим право возбуждения уголовного дела. В перечне этих органов не упоминается суд, поскольку действующим уголовно-процессуальным законом сделан акцент на исключении из его деятельности каких бы то ни было обвинительных функций, одной из которых является возбуждение уголовного дела. В связи с этим при выявлении судом в процессе судебной деятельности признаков какого-либо преступления он сообщает об этом прокурору.

Дознаватель, следователь, прокурор могут обнаружить признаки другого преступления в процессе расследования по уголовному делу, находящемуся в их производстве, могут быть очевидцами преступления. Орган дознания может выявить готовящееся или совершенное преступление в результате оперативно-розыскной деятельности, а прокурор – в ходе проверок в порядке общего надзора за органами предварительного расследования, за соблюдением законности в местах содержания лиц, заключенных под стражу, за законностью применения других мер процессуального принуждения.

Помимо установленных законом поводов для возбуждения уголовного дела необходимы и основания. Основания для возбуждения уголовного дела – это наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, а также исчезновение лица.

Из этого следует, что не требуется полной информации о преступлении. Обычно бывает достаточно указания на объект и объективную сторону преступления. Само деяние, о котором поступило заявление или сообщение, имело место в действительности, содержит признаки преступления. Не требуется, чтобы имелись сведения о лицах, виновных в совершении преступления. Однако при определенных условиях не исключается возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица, например, при задержании преступника на месте преступления, либо в силу специфики преступления, например, при самовольной отлучке военнослужащего, злостном уклонении от уплаты алиментов.

Для возбуждения уголовного дела необходимо иметь достоверные тщательно и всесторонне проверенные данные о готовящемся или совершенном преступлении.

Основанием к возбуждению уголовного дела являются данные об исчезновении лица. Это новое основание. По этому основанию уголовное дело возбуждается, если в течение десяти суток с момента подачи заявления проведенными оперативно-розыскными мероприятиями установить местонахождение лица не представилось возможным и при наличии оснований о том, что это лицо могло стать жертвой преступления.