Подследственность уголовных дел

Разнохарактерность как общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, так и органов предварительного расследования вызывает необходимость четкого механизма по определению компетенции каждого конкретного органа на производство расследования по тому или иному делу. Разрешение этого вопроса возможно благодаря наличию такого института, как подследственность.

Подследственность – это совокупность признаков уголовного дела, посредством которых определяется, какой орган расследования должен или вправе производить расследование по делу.

Уголовно-процессуальный закон разграничивает подследственность уголовных дел следственным аппаратам прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований, а также органам дознания.

Уголовное судопроизводство знает четыре основных признака подследственности уголовных дел.

Основным критерием, разграничивающим компетенцию различных органов расследования, является предметный признак подследственности, позволяющий определить орган, имеющий право вести расследование по тому или иному делу в зависимости от характера преступления, степени его общественной опасности. В зависимости от названного признака разграничивается компетенция следователей прокуратуры, органов внутренних дел, органов государственной безопасности и органов финансовых расследований.

Следователи прокуратуры расследуют наиболее тяжкие преступления против личности, а также иные опасные преступления, перечень которых изложен в ч. 1 ст. 182 УПК Республики Беларусь. Часть 9 ст. 182 УПК дает право прокурору в целях обеспечения наиболее полного, всестороннего и объективного расследования уголовного дела передавать его от одного органа предварительного следствия другому.

Наибольшее количество преступлений, перечень которых дан в ч. 2 ст. 182 УПК расследуют следователи органов следствия МВД. Значительно меньшее количество дел подследственно органам финансовых расследований. Это дела о преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности. Дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, о преступлениях против государства подследственны следователям органов государственной безопасности.

В соответствии с предметным признаком ч. 12 ст. 182 УПК определяет и подследственность органов дознания. Это преступления, не представляющие большой общественной опасности, и менее тяжкие преступления. Ныне действующий УПК значительно расширил компетенцию органов дознания.

Территориальный признак подследственности, согласно ст. 184 УПК определяется местом совершения преступления, т.е. расследование производится в том районе, на территории которого совершено преступление. Если же место совершения преступления определить сложно или невозможно, расследование производит тот орган, на территории которого было выявлено или обнаружено преступление либо на территории которого преступление было окончено или, наоборот, начато.

В целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты исследования обстоятельств уголовного дела предварительное расследование может производиться по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей по делу.

Персональный признак подследственности связан с особенностями субъекта преступления: его возраст, состояние здоровья, служебное положение и др. Преступления, совершенные депутатами и должностными лицами, занимающими ответственное положение, а также преступления, совершенные в отношении указанных лиц, расследуются следователями прокуратуры. Они же расследуют преступления, совершенные адвокатами и должностными лицами органов прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, пограничной охраны, государственного контроля и таможенных органов. Кроме того, следователи прокуратуры расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными, а равно гражданским персоналом Вооруженных Сил в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения или учебного заведения.

Альтернативная подследственность – это подследственность по установленной законом категории уголовных дел, определяемая в зависимости от органа предварительного следствия, возбудившего уголовное дело. Органы дознания по делам альтернативной подследственности вправе возбудить уголовное дело, произвести по нему неотложные следственные действия и передать дело прокурору для направления его в орган предварительного следствия. Производить расследование в полном объеме по этой категории дел орган дознания не имеет права.

В случае необходимости производства следственных действий в другом районе следователь, орган дознания, дознаватель вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю или органу дознания по территориальности. Кроме того, следователь может поручить производство оперативно-розыскных мероприятий органу дознания по месту предварительного следствия или по месту их производства. Такие поручения даются в письменной форме и подлежат выполнению в срок не позднее 10 суток.