Формы предварительного расследования

Уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь предусмотрено две формы предварительного расследования преступлений: предварительное следствие и дознание. Обе эти формы предварительного расследования объединены едиными задачами, направленными на быстрое и полное установление обстоятельств преступления; уголовно-процессуальным законом, регламентирующим единые правила производства по уголовному делу; принципами уголовного процесса. Доказательства, собранные органом дознания, для суда имеют равную юридическую силу с доказательствами, представленными следователем.

Вместе с тем, дознание и предварительное следствие имеют и существенные различия. Во-первых, различаются они по органам, их производящим. Во-вторых, различна процессуальная самостоятельность следователя и дознавателя. Так, следователь все процессуальные решения принимает самостоятельно, за исключением требующих санкции прокурора. Решения дознавателя во многих случаях приобретают юридическую силу лишь после утверждения их начальником органа дознания. В-третьих, производство предварительного следствия – это единственная функция органов следствия, для органов дознания расследование преступлений не является основной и, тем более, единственной функцией. Например, милиция обязана, в первую очередь, обеспечивать охрану общественного порядка, а остальные виды деятельности, в том числе и дознание, вытекают из названной главной функции. В-четвертых, различаются сроки производства предварительного следствия и дознания. Предварительное следствие, согласно ч. 1 ст. 190 УПК должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок, а дознание, в соответствии со ст. 188 УПК не позднее месячного срока со дня возбуждения уголовного дела.

В-пятых, имеются различия в методах работы. Если следственный орган использует в своей деятельности только процессуальные средства, то орган дознания, наряду с предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством, применяет в целях раскрытия преступления и оперативно-розыскные методы. В-шестых, различаются и по категориям уголовных дел, подследственным органам дознания и следствия. В соответствии с ч. 12 ст. 182 УПК органу дознания подследственны не многим более 60 составов менее тяжких и небольшой общественной опасности преступлений.

Дознание – форма предварительного расследования преступлений, осуществляемая уполномоченными на то органами дознания в целях пресечения, предотвращения и раскрытия готовящихся или совершенных преступлений путем сочетания в своей деятельности оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных действий.

Основным органом дознания является милиция. Однако это не означает, что милиция, как и любой другой орган дознания, вправе произвести расследование по любому уголовному делу, завершив его направлением в суд. Решение этого вопроса зависит от того, какое преступление расследуется, что, в свою очередь, предопределяет дознание, осуществляемое по конкретному делу.

В уголовном процессе различаются два вида дознания.

1. Дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно - начальный этап предварительного расследования, предшествующий предварительному следствию. Данный вид дознания носит подчиненный предварительному следствию характер. Возникает он далеко не по каждому уголовному делу. В определенных ситуациях следователь не имеет возможности по тем или иным причинам выехать на место происшествия, возбудить уголовное дело, по которому, в соответствии со ст. 182 УПК должно производиться только предварительное расследование. В этом случае следственно-оперативную группу возглавляет дознаватель.

Возбудив уголовное дело, орган дознания, руководствуясь предусмотренными УПК правилами, проводит неотложные следственные и другие процессуальные действия по установлению и закреплению следов преступления. Законом установлен исчерпывающий перечень этих действий: осмотр, обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, назначение экспертиз.

По исполнении неотложных и других процессуальных действий, но не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания обязан передать дело следователю. Однако законом предусмотрены случаи, когда уголовное дело, по которому предварительное следствие обязательно, остается на определенный период в производстве органа дознания. Основанием для такого решения является неустановление лица, совершившего преступление, не представляющее большой общественной опасности.

2. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно – форма предварительного расследования, осуществляемая органом дознания по правилам предварительного следствия, с некоторыми исключениями.

Возбудив уголовное дело, по которому, согласно ч. 12 ст. 182 УПК предусмотрено дознание, орган дознания принимает все меры для быстрого, полного и объективного установления всех обстоятельств преступления. Заканчивается дознание постановлением органа дознания о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд или постановлением о прекращении производства по уголовному делу.

По уголовным делам, по которым следствие необязательно, дознание должно быть закончено в срок до 1 месяца с момента возбуждения уголовного дела до передачи его прокурору для направления в суд или до дня прекращения производства по делу. Надзирающий прокурор может продлить этот срок еще на 1 месяц. Дальнейшее продление в порядке исключения возможно по общим правилам продления срока следствия, установленным ст. 190 УПК.

Предварительное следствие –основная форма расследования преступлений, производимая следователями прокуратуры, органами предварительного следствия МВД, государственной безопасности и финансовых расследований.

Деятельность следователей направлена на выявление и пресечение преступлений, изобличение виновных в совершении преступления, привлечение в качестве обвиняемого, установление причин и условий, способствующих совершению преступления, и принятие мер по их устранению, а также по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением.

Если дознание по делам, по которым следствие необязательно, оканчивается постановлением о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд и постановлением о прекращении производства по уголовному делу, то следствие дополнительно к данным видам оканчивается еще постановлением о передаче дела прокурору для решения вопроса о применении к лицу принудительных мер безопасности и лечения.

Следователь при производстве предварительного расследования является процессуально самостоятельным, т.е. все решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением тех, по которым закон требует получение санкции прокурора, следователь принимает самостоятельно. Он вправе возбуждать уголовное дело, отказывать в его возбуждении, производить, прекращать и приостанавливать предварительное следствие, в любой момент приступить к распределению подследственного ему уголовного дела, находящегося в производстве органа дознания. Следователь имеет право давать поручения и указания органу дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий и требовать от них оказания содействия в производстве следственных действий, вправе знакомиться с оперативно-розыскными мероприятиями, относящимися к расследуемому делу.

Постановления следователя в соответствии с требованиями УПК Республики Беларусь обязательны к исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, должностными лицами и гражданами.