Назначение и классификация муфт

Приводными муфтами(обычно просто муфтами) называются устройства, служащие для кинематической и силовой связи валов в приводах машин и механизмов. Муфты передают с одного вала на другой вращающий момент без изменения его величины и направления,а также компенсируют монтажные неточности и деформации геометрических oceйвалов, разъединяют и соединяют валы без остановки двигателя, предохраняют машину от поломок в аварийных режимах, в некоторых случаях поглощают толчки и вибрации, ограничивают частоту вращения и т.д.

На рис.1.91 показаны возможные погрешности при монтаже валов (несоосностъ валов): а – радиальное смещение Δ; б – осевое смещение λ; в – угловое смещение δ. Указанные погрешности могут существовать одновременно.

Рис. 1.91. Виды несоосности валов

Муфты приводов машин классифицируют по многим признакам. По принципу действия муфты подразделяют на четыре класса:

1– нерасцепляемые(недопускающие разъединения валов при работе машины);

2 – управляемые(допускающие возможность управления муфтой);

3 – самодействующие(автоматически срабатывающие в результате изменения заданного режимаработы);

4 – прочие(все муфты, не входящие в первые три класса).

Классы муфт (кроме четвертого) подразделяют на группы(механические, гидродинамические, электромагнитные), подгруппы(жесткие, компенсирующие, упругие, предохранительные обгонные и др.); виды(фрикционные, с разрушаемым элементом и др.) и конструктивные исполнения(кулачковые, шариковые, зубчатые, фланцевые, втулочно-пальцевые и многие другие).

В общем случае муфта состоит из ведущей и ведомой полумуфт и соединительных элементов. В механических муфтах в качестве соединительного элемента используют твердые (жесткие или упругие) тела. В гидродинамических муфтах функции соединительного элемента выполняет жидкость, в электромагнитных – электромагнитное поле.

В дальнейшем мы будем рассматривать только наиболее распространенные механические муфты, большинство из которых стандартизовано.