Коническая фрикционная передача

Конические фрикционные передачи преобразовывают вращательное движение между валами, оси которых пересекаются (рис. 1.39), причем обычно угол между осями Σ= δ1 + δ2 = 90°, где δ1 и δ2 – половины углов при вершине конусов ведущего и ведомого катков.

Рис. 1.39. Расчетная схема конической фрикционной передачи

Без учета упругого скольжения катков передаточное число конических фрикционных передач выражается формулой:

и = ω12D2/D1,

а для ортогональных передач (Σ = 90°), для которых D2/D1= tgδ2, передаточное число можно также определить по формуле:

u= tgδ2 = ctgδ1.

Для конических фрикционных передач рекомендуется и ≤ 4.

Так как линия контакта ведущего и ведомого катков и оси валов пересекаются в одной точке, то теоретически в конической фрикционной передаче геометрического скольжения нет.

Основными геометрическими параметрами передачи являются (рис. 1.39):

конусное расстояние Re= 0,5, где D1иD2диаметры катков; bширина катков; Dm= Db sinδ– средний диаметр катков.

Для передачи вращающего момента необходимо катки прижать друг к другу, создав силу нормального давления N и обеспечив условие:

KFt= Fтp= fN,

где: kкоэффициент запаса сцепления; Ft= 2T1/D1mокружная сила; f– коэффициент трения. Для определения силы Q1прижатия катков разложим эту силу по реальным направлениям на составляющие NиQ2 (рис.1.40), тогда:

Q1= Nsinδ1; Q2= Nsinδ2

Из этих равенств видно, что для обеспечения одной и той же силы нормального давления N надо к ведущему катку приложить силу Q1или к ведомому – силу Q2, причем Q1< Q2, если δ1< δ2. Отсюда следует, что выгодно нажимным делать меньший каток.

Коэффициент полезного действия конических фрикционных передач η = =0,85...0,9.