Сущность и назначение внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды– специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Предшественниками внебюджетных фондов являются специальные фонды, которые появились задолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных задач. Они носили, как правило, временный характер, число их росло в связи с увеличением задач, стоящих перед государством.

В современных условиях внебюджетные фонды выступают механизмом перераспределения национального дохода, а иногда и части общественного продукта с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями: 1) выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов с соответствующими бюджетными источниками финансирования; 2) формирование фондов с собственными источниками доходов.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

-    специальные налоги и сборы;

-    бюджетные средства. Эти средства переводятся во внебюджетные фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчислений от налоговых доходов;

-    заемные средства, привлекаемые для решения конкретных задач.

Внебюджетные фонды классифицируются: по правовому положению; по целям использования (это наиболее распространенные признаки классификации).

По правовому положению фонды делятся на государственные и местные. Государственные внебюджетные фонды находятся в распоряжении государственных органов власти (федеральных, субъектов Федерации), местные – в распоряжении органов местного самоуправления.

По целям использования (целевой направленности расходования денежных средств) внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального назначения и экономические фонды.

Внебюджетные фонды как институциональные структуры являются самостоятельными финансовыми, а иногда финансово-кредитными учреждениями: с целью получения дополнительных доходов выступают в качестве крупных инвесторов, прежде всего, на рынке ценных бумаг; в ряде случаев выступают в качестве кредитора государственных бюджетов (если государство принуждает внебюджетные фонды приобретать государственные ценные бумаги).

С момента своего создания ведущую роль занимают социальные внебюджетные фонды. При их возникновении ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением.

Одновременно с социальными фондами стали создаваться многочисленные иные внебюджетные фонды. Только на федеральном уровне в 1993 г. действовало более двух десятков внебюджетных фондов, в которых были сконцентрированы огромные средства, почти равные федеральному бюджету.

Практика функционирования внебюджетных фондов свидетельствует о наличии многих проблем:

-    денежные средства не всегда находят свое применение, остаются неиспользованными; значительные суммы направляются на расходы, связанные с функционированием аппарата управления фондами (строительство офисов, организация их работы и т.д.);

-    несовершенна законодательная база фондов;

-    постоянно изменяются источники формирования фондов и направления использования денежных средств.

В целях совершенствования внебюджетных фондов Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет при сохранении определенной автономности фондов. Внебюджетные фонды были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды.