Социально-экономическая сущность бюджета

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (от англ. budget– сумка, кошелек). В Англии бюджетом называли отчет канцлера казначейства (министра финансов) в палате общин, в котором содержались цифровые данные об истекшем финансовом годе и предложения на будущий.

В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как социально-экономического явления.

Применительно к публичным финансам (государственным и муниципальным финансам) под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления; показывает его роль в общественном воспроизводстве; создает понимание бюджета как источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики.

Как финансовый план бюджет – это роспись государственных расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов и инвестиционных программ. Так, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры платежей в бюджет; средства, выделяемые по смете бюджетным учреждениям, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета.

Бюджет составляется на определенный период, обычно на один год. В некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом (Италия, Франция, ФРГ). Во многих странах устанавливаются различные даты начала и окончания финансового года: в США он начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября; в Швеции – соответственно 1 июля и 30 июня; в Японии – 1 апреля и 31 марта; в Турции – 1 марта и 28 февраля. В России бюджетный год совпадает с календарным (сохранена старая традиция). Согласно Бюджетному кодексу РФ финансовый год завершается 31 декабря; счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Как юридически оформленный документ бюджет имеет силу закона, где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов.

Как экономическая категория бюджет представляет собой часть экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения общественных потребностей.

Бюджетные отношения, как и всякие другие финансовые отношения, характеризуются следующими важнейшими признаками (свойствами) – это экономические отношения; они всегда носят денежный характер; характер этих отношений всегда распределительный; они связаны с образованием и использованием фондов денежных средств.

Особенности бюджетных отношений заключаются в следующем:

-    обязательным субъектом бюджетных отношений выступают публичные органы государственной власти или муниципальных образований (в лице федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления);

-    бюджетные отношения – это перераспределительные отношения (отношений первичного распределения в бюджете нет).

Роль бюджета как финансовой базы деятельности органов власти определяется системой хозяйствования, принятой в стране; задачами, решаемыми обществом; историческими и национальными традициями.

Классическая политическая экономия (XVIII в.). Ее главные представители французы А. Тюрго, Ф. Кэнэ, В. Мирабо, англичане А. Смит и Д. Рикардо считали, что через государственные денежные фонды нельзя вмешиваться в экономику. Государство – это «ночной сторож», охраняющий мир, собственность и правопорядок, но ни в коем случае не хозяйствующий субъект. Государству можно доверить руководство почтой, связью, строительством непомерно дорогих железных дорог, несколькими фискальными монополиями, но от всего, что приносит хотя бы среднюю прибыль, государство необходимо отстранить. Провозглашалась догма исключительно жестких бюджетных ограничений во имя «здоровых финансов». Таких взглядов придерживались вплоть до мирового экономического кризиса 1929–1933 гг.

Кейнсианская теория («Общая теория занятости, процента и денег», опубликованная англичанином Дж. Кейнсом в 1936 г.). Вместо понимания роли бюджета согласно классической политэкономии предлагалось увеличить государственные расходы, при этом допускался бюджетный дефицит. Создание некоторого бюджетного дефицита рассматривалось как мощное средство стимулирования экономической деятельности, особенно когда он создается путем увеличения правительственных расходов. Правительства Великобритании, Канады, Австралии, Швеции, США признали, что преодолеть кризис в обществе и обеспечить высокий уровень занятости можно за счет активного роста бюджетного дефицита, увеличения государственного долга. Дж. Кейнсом и его последователями были рассмотрены различные варианты «создания» бюджетных дефицитов и «модели» поведения государственных финансов: увеличение расходов без увеличения налогов; снижение налогов при неизменных расходах; прогрессивная шкала подоходного налога; государственные трансфертные инвестиции и др. С большим или меньшим успехом рецепты Дж. Кейнса давали положительный эффект до середины 70-х гг. XX в.

Современная зарубежная экономическая мысль представлена несколькими крупными школами, каждая из которых имеет ряд направлений. Некоторые из них базируются непосредственно на основных постулатах кейнсианства, другие откровенно им противоречат.      Но все они ведут весьма разнообразные исследования в области финансов.

Новый взгляд на государственные финансы складывается главным образом в США. Американские экономисты придерживаются следующих основных положений.

Универсальным финансовым инструментом государства признается бюджет. Однако бюджетное перераспределение доходов, бюджетный дефицит признаются вредными, расстраивающими механизм рынка и порождающими хозяйственные трудности. Поэтому следует установить жесткие требования к сбалансированности бюджета путем применения драконовских мер по сокращению социальных программ, общей доли ВВП, перераспределяемой через бюджет.

Распределительные процессы неизбежно вызывают конфликт интересов (так как улучшение положения одних индивидов происходит за счет ухудшения других). Поэтому вопросы распределения не должны решаться на основе принципа социальной справедливости. Основным должен стать принцип оптимизации. Оптимальным признается такое изменение, при котором повышается уровень благосостояния хотя бы для одного участника экономического процесса, но при этом не допускается снижение уровня благосостояния ни одного из других. Потери для каждого индивида в отдельности должны уравновешиваться приобретениями. Государство должно обеспечить удовлетворение потребностей своих граждан в общественных благах: образовании, здравоохранении, культуре, транспорте и связи, энергетике, коммунальном хозяйстве – и обязательно на уровне социальной достаточности (а не минимального потребления).

Для «экономики предложения» важнейшее значение имеют сбережения. Они выступают двигателем экономического развития (есть сбережения – будут вложения в капитал). Росту сбережений мешает несовершенная налоговая система. Необходимо значительно сократить налоги на доходы от капиталовложений, реформировать налогообложение лиц с высокими доходами (с богатых надо брать меньше, так как их отличает большая склонность к сбережениям). С учетом нового понимания роли государственных финансов, прежде всего, в США, а затем и во многих других странах стали проводиться налоговые и другие финансовые реформы, направленные на решение проблемы сбережений.

В условиях административно-командной системы хозяйствования государственный бюджет является единым централизованным фондом страны. Через государственный бюджет достигается очень высокая степень концентрации и централизации ресурсов, регулируются все важнейшие народно-хозяйственные пропорции (отраслевые, территориальные). При этом используется, в основном, количественное влияние бюджета, широко практикуется индивидуальная система изъятия части доходов у предприятий в доход бюджета (система «отчислений»).

В экономике Российской Федерации бюджет перестал быть единым централизованным фондом. Существенно сократились масштабы перераспределения через бюджет, снизилась степень централизации доходов в федеральный бюджет страны, возросло значение бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, что породило совершенно новую систему взаимоотношений между федеральными, региональными и местными органами власти и управления. Стали необходимы новые параметры для формирования бюджетных доходов и расходов. Вместо индивидуальной системы изъятия доходов для конкретных предприятий («отчислений»), как не отвечающей рыночным основам хозяйствования, осуществлен переход к системе налоговых платежей.

Бюджет является важным показателем экономики общественного сектора. Роль и масштабы этого сектора обычно выражают удельным весом государственных доходов и расходов в национальном доходе или ВВП.

В развитых западных странах доля совокупных расходов государства в ВВП колеблется от    35 до 50% (очень высокая доля государства в ВВП). Например, к началу 90-х гг. XX в. в ФРГ –43,8%, Японии – 32,4, США – 36,0, Великобритании – 40,5, Франции – 45,4%.Для развивающихся стран эта доля значительно ниже, порядка 11–20% ВВП. Например, в Индии – 17,6%, в России 1998 г. - 12,97%.

Основные показатели, характеризующие федеральный бюджет России, приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Показатели федерального бюджета Российской Федерации

Показатель

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Объем ВВП (млрд руб.)

7750

10950

13050

Доходы бюджета (млрд руб.)

1194

2126

2417

Расходы бюджета (млрд руб.)

1194

1947

2346

Доля доходов в ВВП (%)

15,4

19,4

18,5

Доля расходов в ВВП (%)

15,4

17,8

18,0

Курс доллара, заложенный в бюджете (руб.)

31,5

34,0