Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс подразумевает наличие участников этого процесса (рис. 3.3), порядок и последовательность их вступления в бюджетные отношения.

Рис. 3.3. Участники бюджетного процесса

Участники бюджетного процесса наделены определенными бюджетными полномочиями. Применительно к федеральному уровню участники бюджетного процесса имеют следующие полномочия.

Президент РФ – не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ, в котором определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.

Государственная Дума и Совет Федерации РФ – рассматривают и утверждают федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют Счетную палату РФ.

Правительство РФ – осуществляет сводное финансовое планирование, составляет проект федерального бюджета, вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение в Федеральное Собрание РФ, исполняет бюджет, в том числе осуществляет сбор доходов бюджета, управление государственным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляет отчет об исполнении бюджета. Аналогичные полномочия Правительство РФ осуществляет по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Банк России – совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Органы государственного финансового контроля – осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации (наделено особыми бюджетными полномочиями):

-    составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-    составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

-    разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;

-    исполняет федеральный бюджет;

-    осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета;

-    составляет отчет об исполнении федерального бюджета, отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

-    устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов, смет расходов бюджетных учреждений;

-    в отношении главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений: открывает лицевые счета и бюджетные счета; требует предоставления отчетов об использовании средств федерального бюджета и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием средств федерального бюджета; направляет требования об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства и осуществляет контроль за их устранением; приостанавливает операции по лицевым счетам федерального бюджета; взыскивает в бесспорном порядке бюджетные средства, использованные не по целевому назначению; налагает штрафы в соответствии с законодательством Российской Федерации; ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений;

-    получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных внебюджетных фондов.

Министр финансов имеет исключительное право:

-    утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета;

-    введения режима сокращения расходов федерального бюджета при условии недостатка поступлений не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет;

-    перемещения ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов Российской Федерации в пределах 10% утвержденных расходов;

-    осуществления блокировки расходов.

Министр финансов, кроме того, имеет право:

-    запретить главным распорядителям бюджетных средств изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы, если министру финансов поступило должностное представление Счетной палаты РФ или органов Федерального казначейства, свидетельствующее о нарушении бюджетного законодательства РФ главным распорядителем бюджетных средств;

-    назначить в федеральные органы исполнительной власти и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при установлении случаев нецелевого использования бюджетных средств;

-    запретить главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению осуществление отдельных расходов, за исключением расходов, осуществляемых руководителем бюджетного учреждения за счет средств, полученных от внебюджетных источников.

Федеральное казначейство несет ответственность за:

-    правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами; финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом;

-    своевременность и полноту перечисления (зачисления) бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

-    своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

-    своевременность доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах обязательств бюджета до получателей бюджетных средств;

-    финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись и сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;

-    осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями; исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств.

Государственные внебюджетные фонды – органы управления этих фондов составляют проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении.

Главный распорядитель средств федерального бюджета:

-    составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполняет соответствующую часть бюджета;

-    определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

-    утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

-    имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет;

-    осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, представления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг;

-    готовит и представляет сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг;

-    выступает в суде от имени казны РФ.

Распорядитель бюджетных средств:

-    составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств;

-    определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

-    утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

-    осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Бюджетное учреждение:

-    отражает в смете доходов и расходов все доходы, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

-    составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год;

-    использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

Бюджетный цикл– длительность деятельности государственных органов и органов местного самоуправления от начала составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении.

Применительно к федеральному бюджету бюджетный цикл длится около 2,5 лет:

-    составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года;

-    годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря;

-    ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.

Например, бюджетный цикл применительно к федеральному бюджету на 2004 г. начался в марте 2003 г. и закончится в середине 2005 г. (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Бюджетный цикл

В рамках одного календарного (финансового) года находится в работе несколько бюджетов: исполняется бюджет текущего года (например, 2004 г.); планируется бюджет на очередной финансовый год (на 2005 г.); готовится отчет об исполнении бюджета за прошлый год (за 2003 г.).

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, выделяют следующие стадии бюджетного процесса:

-    составление проектов бюджетов;

-    рассмотрение и утверждение бюджетов;

-    исполнение бюджетов;

-    подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены в установленные законодательством сроки.

Помимо стадий бюджетного процесса, Бюджетный кодекс РФ определяет порядок осуществления государственного и муниципального финансового контроля за исполнением бюджета, ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Составление проекта федерального бюджета. Составление проекта федерального бюджета является прерогативой Правительства РФ. По его поручению проект бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ. Работа над проектом начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

В задачу Министерства финансов РФ входит разработка: проекта федерального бюджета; проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу; проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Основой для разработки бюджета являются: бюджетное послание Президента РФ; прогноз социально-экономического развития России на планируемый год, среднесрочную и долгосрочную перспективу; сводный финансовый баланс, разрабатываемый в Минэкономразвития России с участием Минфина России; долгосрочные федеральные целевые программы; макроэкономические показатели на очередной финансовый год; уровень инфляции; налоговое законодательство и др.

Федеральный бюджет формируется в два этапа.

На первом этапе федеральные органы исполнительной власти разрабатывают сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, в которых отражены главные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

После одобрения Правительством РФ этих сценарных условий Минфин РФ разрабатывает: основные характеристики бюджета (общий объем доходов, расходов и дефицит бюджета); распределение расходов бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ; проектировки основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

На этом же этапе Правительство РФ рассматривает предложения: о соотношении между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда (МРОТ), минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат; о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

Принятые Правительством РФ основные характеристики бюджета и распределение расходов бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов могут быть представлены в Совет Федерации и Государственную Думу по их запросу.

В конце этого этапа Минфин России: направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета; уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ с субъектами РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу.

На втором этапе федеральные органы исполнительной власти:

-    производят распределение предельных объемов бюджетных средств по показателям функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств;

-    разрабатывают предложения о проведении структурных и организационных преобразований в своих отраслях деятельности, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении;

-    формируют перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.

В случае, если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям бюджета, то проблемные вопросы выносятся на рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии, возглавляемой министром финансов.

Все работы по подготовке и согласованию показателей проекта федерального бюджета и сопутствующих ему материалов должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому.

Правительство РФ с 15 июля по 15 августа рассматривает:

-    прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу;

-    проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год;

-    проект перспективного финансового плана;

-    другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Минфином России, Минэкономразвития России, другими федеральными органами исполнительной власти;

-    утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета.Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы:

до 1 августа текущего финансового года проект федерального закона о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год;

не позднее 26 августа текущего года:

– проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год с пояснительными документами и материалами;

– проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ»;

не позднее 1 октября текущего года:

– оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год и консолидированного бюджета РФ за отчетный финансовый год;

– проекты программ предоставления гарантий и предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе;

– предложения по расходам на содержание Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

– поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Банк России до 1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год. Предварительно указанный проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год представляется одновременно с предварительными итогами социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года; прогнозом социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год; основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; планами развития государственного и муниципального секторов экономики; предложениями по индексации минимальных размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих, индексации (повышения) оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, другими документами и материалами.

Совет Государственной Думы (в период парламентских каникул – Председатель Государственной Думы), получив указанные выше документы и материалы, направляет их в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, а также утверждает другие комитеты, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов федерального бюджета. Кроме того, проект федерального закона о федеральном бюджете направляется Советом Государственной Думы Президенту РФ, в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права, а также в Счетную палату РФ на заключение.

В комитетах Государственной Думы поступившие материалы по проекту бюджета рассматриваются депутатами совместно с приглашенными для этой работы экономистами, учеными, представителями министерств, ведомств, которые готовят заключение по разделам проекта бюджета, вносят предложения по доходам и расходам.

Совет Государственной Думы (в период парламентских каникул – Председатель Государственной Думы) на основании заключения Комитета по бюджету и налогам принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

В первом чтении(длится 30 дней) обсуждаются: концепция проекта федерального закона о федеральном бюджете; прогноз социально-экономического развития РФ; основные направления бюджетной и налоговой политики; основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; проект программы государственных внешних заимствований РФ; основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

-    доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;

-    распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

-    дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета, источники покрытия дефицита федерального бюджета;

-    общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

К первому чтению проекта федерального закона о федеральном бюджете комитеты Государственной Думы готовят заключение по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения.

При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государственная Дума:

-    заслушивает доклад Правительства РФ;

-    содоклады Комитета по бюджету и налогам, а также второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения;

-    доклад Председателя Счетной палаты РФ;

-    принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

В случае принятия указанного законопроекта Государственная Дума принимает постановление «О принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении», и тем самым утверждаются основные характеристики федерального бюджета. После утверждения в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права самостоятельно увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета.

В случае отклонения законопроекта Государственная Дума может: передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета; вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку; поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Во втором чтении законопроект рассматривается Государственной Думой в течение 15 дней со дня принятия законопроекта в первом чтении.

Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Государственная Дума во втором чтении может:

-    принять предложения Комитета по бюджету и налогам о распределении расходов федерального бюджета на очередной финансовый год по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ;

-    рассмотреть альтернативные варианты сбалансированного распределения расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ;

-    отклонить законопроект и передать его в согласительную комиссию.

В третьем чтении законопроект рассматривается Государственной Думой в течение 25 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении. В третьем чтении утверждаются:

-    расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ;

-    распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ;

-    основные показатели государственного оборонного заказа;

-    расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ;

-    перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что федеральным бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.

По показателям федерального бюджета, рассматриваемым в третьем чтении, субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету и налогам свои поправки. Комитет проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы поправок и направляет эти таблицы в соответствующие профильные комитеты. Дальнейшему рассмотрению подлежат исключительно поправки, прошедшие экспертизу в Комитете по бюджету и налогам, а также в Правительстве РФ.

Общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденного во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В четвертом чтении законопроект рассматривается Государственной Думой в течение 15 дней со дня принятия законопроекта в третьем чтении. При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год голосуется на предмет его одобрения в целом.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Процесс составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета представлен на рис. 3.5.

Рис. 3.5. Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета

Организация исполнения бюджетов.Исполнение бюджета – важнейший этап бюджетного процесса, который предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов.

Существуют две основные модели исполнения бюджета: банковская и казначейская системы исполнения бюджета.

Банковская система исполнения бюджета действовала до 1998 г. Основными участниками процесса исполнения федерального бюджета по доходам являлись: налогоплательщики, банки, налоговые органы, Центральный банк РФ и Минфин России. Средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов, открытые в ЦБ РФ или коммерческих банках. В установленные сроки банки отчитывались перед ЦБ РФ о суммах поступивших доходов федерального бюджета, обобщенная информация поступала в Минфин России. В отчетности ЦБ РФ не была предусмотрена детализация доходов в соответствии с бюджетной классификацией, в ней выделялись лишь основные доходные источники.

Функции налоговых органов в исполнении бюджета по доходам состояли в распределении и регулировании налогов, возврате излишне уплаченных сумм и учете поступлений доходов в бюджет. Госналогслужба обобщала информацию о поступивших налогах и сборах на территории РФ и представляла ее в Минфин России. При этом действовавшая система учета доходов не позволяла своевременно получать информацию об объемах поступивших доходов, кроме того, не была обеспечена идентичность данных Госналогслужбы и ЦБ РФ.

Исполнение федерального бюджета по расходам при банковской системе осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств. При этом фиксировались лишь две стадии бюджетного финансирования: 1) выделение объемов бюджетных назначений; 2) осуществление кассовых расходов бюджетополучателями.

В целом эта система обеспечивала кассовое исполнение бюджетов, сбор и учет доходов бюджетов, межбюджетное перераспределение доходов, открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей, организацию учета и отчетности по всем операциям с бюджетными средствами.

Казначейская система исполнения бюджета отличается от банковской, прежде всего, тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, – доходный и расходный – на одном счете.

Казначейская система исполнения бюджетов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами РФ.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

-    перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

-    распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

-    возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

-    учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Исполнение бюджетов по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете соответствующего бюджета, при этом должны соблюдаться обязательные последовательно проводимые процедуры санкционирования и финансирования расходов.

Основными этапами санкционирования и финансирования при исполнении расходов бюджетов являются:

-    составление и утверждение бюджетной росписи;

-    утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителями бюджетных средств и бюджетными учреждениями;

-    утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

-    принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

-    подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;

-    расходование бюджетных средств (процедура финансирования).

Работа по исполнению бюджетов всех уровней завершается в Российской Федерации 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Отчетность об исполнении бюджетаможет быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляется уполномоченным исполнительным органом.

Отчет об исполнении бюджета готовится на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органах исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления может быть назначена внутренняя проверка отчета, которая осуществляется Минфином России в соответствии с заключенными соглашениями.

Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона (решения) вместе с документами и материалами, предусмотренными Бюджетным кодексом РФ. До начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета представительным органом проводится внешняя проверка отчета. Решение по отчету принимается после получения результатов проверки.