За пределами стратегического "треугольника" и СНГ. Торговля оружием

Возможно, наиболее видимым образом Россия и Америка сталкиваются в области, где российская индустрия еще держится мировых стандартов - в области производства и экспорта вооружений. Еще десять лет назад Россия занимала первое место на мировом рынке оружия, ее доля составляла 46 процентов от общемировых продаж (против 27 процентов у США). В течение трех лет после 1992 года экспорт российского оружия сократился с 13 млрд долл. до 2 млрд долл. К концу 1990-х годов доля США поднялась до 44 процентов, они продают в год достаточно стабильно на 8-10 млрд долл.; сейчас американские компании, производящие вооружения, имеют контракты на общую сумму 219 млрд долл. примерно с 120 странами. Доля России упала ниже

20 процентов. Россия - отступающая сторона, она потеряла гарантированные рынки стран Организации Варшавского Договора, пожертвовала рынками тех стран, которые тем или иным способом антагонизировали Америку, которая оттеснила российских производителей там, где политический климат изменил экономические процессы не в пользу России. Фактически Россия лишилась единственного рынка, поддерживавшего технологический тонус российской экономики, если не на самом высоком (западном) уровне, то все же выше уровня основных развивающихся стран.

В результате Россия, бывшая еще несколько лет назад первым поставщиком оружия в "третий мир", далеко уступила в этой торговле Соединенным Штатам и Великобритании.

Несмотря на почти сервильное отступление России, она даже в эти годы отступления и ухода с рынков вызвала резкое противодействие Вашингтона как поставщик оружия "не тем странам". Иран, занимающий вторую строчку в российском списке импортеров оружия, воспринимается Америкой как подрывной режим, спонсирующий терроризм по всему миру. Индию (третья страна российского военного экспорта) Соединенные Штаты определенно не хотели бы видеть значительно превосходящей курируемый Америкой Пакистан. Передавать Индии атрибуты великой державы, такие, как ракеты, с американской точки зрения крайне нежелательно. Остатки влияния российского военного экспорта в армиях бывших союзников, а ныне - членов и претендентов на членство в НАТО (Венгрия, Словакия), покупающих относительно дешевое российское оружие и запчасти, рассматриваются Вашингтоном едва ли не как вторжение России в чужую зону влияния, как перехват возмутительно неразборчивых клиентов. Еще более велик гнев Вашингтона в отношении традиционных натовских партнеров - Турции, закупившего за

1992-1994 годы российского оружия на 120 млн долл., и Греции, принявшей в конце 1998 года решение закупить у России ракетные комплексы С-300.

На протяжении 90-х годов на Соединенные Штаты пришлось 43 процент всех продаж оружия в мире, а на Западную Европу – 41 процент. Доля России очевидным образом упала.

Разумеется, американцев более всего заботит вооружение Китая, но и наличие прочих "нежелательных" клиентов "Росвооружения" вызывает всплеск негативных чувств мирового лидера производства и торговли вооружений. Относительное умиротворение американского руководства и военного бизнеса вызывает лишь то обстоятельство, что плачевное состояние российской экономики не позволяет ей всерьез надеяться на долговременное качественное соперничество. И все же американская дипломатия делает из каждой российской сделки казус нарушения цивилизованных правил игры и тому подобное. Здесь потенциал взаимоожесточения чрезвычайно велик и Россию еще долго будут склонять по поводу видимых с Потомака нарушений "джентльменского поведения".

В торговле оружием имеет место столкновение различных интересов. Посредством военных поставок Россия хотела бы создать в прорусском Закавказье заслон на пути исламского фундаментализма и влияния Турции. США же видят прежде всего нефть Каспия, реагируют на требование армянской диаспоры, ищут подходы к Ирану как центру фундаментализма.

Будет полезно почитать по теме: