Старая игра в новой ситуации

Дипломатическая игра в рамках треугольника СССР-США-КНР началась с дипломатического успеха Г. Киссинджера, восстановившего дипломатические отношения между Америкой и Китаем именно в то время, когда Москва и Пекин находились в фазе жесткого противостояния. Между 1972 и 1989 гг. все американские администрации последовательно сближались с Китайской Народной республикой, используя это сближение для воздействия на позиции своего основного геополитического противника - Советского Союза. Ситуация начала меняться в конце 1980-х гг., когда западный детант с СССР набрал необычайную скорость, а китайские коммунисты вывели танки на Тяньаньмэнь. Сближение Вашингтона с Москвой произошло в тот исторический период, когда ускорение экономического и военного развития Китая стало вызывать растущие опасения: каким будет внешнеполитический курс обретающей новое могущество "срединной империи"?

Американские аналитики начинают сравнивать подъем Китая с дестабилизирующим мировую систему выходом вперед кайзеровской Германии на рубеже XIX-XX вв. Соединенные Штаты видят свою задачу в фиксации, закреплении и максимально долгом сохранении геополитического плюрализма в Евразии - на единственном континенте, чей объединенный потенциал превосходит американский, на долю которого приходится 75% мирового населения, 60% мирового валового продукта, 75% мировых энергетических ресурсов.

В треугольнике США-Китай-Россия основная задача Вашингтона в краткосрочной перспективе - предотвращение формирования враждебной коалиции, которая могла бы бросить вызов американскому первенству. В среднесрочной перспективе США будут искать партнерства с теми странами, чье поведение и вес предотвратили бы российско-китайский союз. В долгосрочной перспективе Вашингтон попытается предотвратить консолидацию Евразии за счет надежного партнерства с Китаем как лидером евразийского экономического развития.

Что может резко ухудшить позиции США в глобальном треугольнике? Главной на текущий момент видится возможность ухудшения отношений с Китаем по следующим линиям: 1) кризис вокруг Тайваня; 2) внутренняя эволюция Китая в антизападном направлении; 3) ссора Вашингтона с Токио, влекущая за собой японо-китайское сближение; 4) стремление озлобленной России, лишенной приемлемой для нее ниши на Западе, найти геополитического партнера в растущем гиганте Азии.

Весь смысл в том, что именно Россия и Китай громко и отчетливо высказывают сомнения в адекватности того однополюсного порядка, который так желателен Соединенным Штатам.

И более того, только Россия и Китай имеют возможности предотвратить стабильное существование такого порядка.

Вашингтон неустанно следит за теми процессами, где национальные интересы двух великих незападных держав находят параллельное развитие. Не в интересах России видеть распад китайского государства. Не в интересах Китая видеть крах интеграции Содружества Независимых Государств. И наоборот, сильные соседи, выполняя общую задачу модернизации, могут содействовать модернизации на основе сближения.